Фобия как патология суждений и ее влияние на качество жизни человека (+кейс и КПТ упражнения)
Страх присущ нам с момента, когда мы себя помним, бояться остаться дома одному, потеряться, бояться опоздать на работу или подойти к незнакомой девушке на улице. Все это часть нашей жизни, но, порой, люди сталкиваются с мучительным страхом, парализующим и перманентным. Сегодня мы будем разбираться, что же это за явление, почему бояться — это нормально с точки зрения эволюции и откуда берется страх насекомых и прочей живности.
Страх — эмоция или чувство, возникающее из-за ощущения воображаемой или реальной опасности, которая в свою очередь может представлять угрозу для жизни человека.
В психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Играет как положительную, так и отрицательную роль. В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.
Например, человек возвращается домой поздно ночью. Улицы пустынны, фонари мигают, и из-за тусклого света тени кажутся неестественно длинными. Вдруг он слышит за собой четкие шаги — кто-то идет следом, ускоряясь, когда ускоряется он. Сердце бешено колотится, ладони потеют. Он оборачивается, но никого не видит. Шаги стихают, но через мгновение раздаются снова, теперь ближе.
В голове мелькают мысли: «Бежать? Кричать?» — но тело будто парализовано страхом. Вдали мерцает свет его подъезда, но кажется, что он никогда до него не добежит...
Когда человек испытывает страх, в его мозге и теле запускается каскад биохимических и неврологических реакций, направленных на выживание.
Почему иногда человек "замирает"?Если мозг считает, что борьба или бегство бесполезны, активируется дорсальный вагусный путь – это древний механизм "игры мертвого" (обморок, ступор). Дорсальный вагусный путь (Dorsal Vagal Pathway) – реакция "замри или умри". Этот механизм — часть парасимпатической нервной системы, но в контексте страха он работает как крайний способ защиты, когда борьба или бегство кажутся невозможными.
Как это работает?
§ Иерархия реакций на угрозу (по теории Поргеса):
§ Социальная вовлечённость (первая линия защиты – попытка успокоить через общение).
§ Симпатическая активация ("бей или беги", адреналиновая реакция).
§ Дорсальный вагусный коллапс (если предыдущие варианты бесполезны).
Физиология реакции "замри":
§ Блуждающий нерв (вагус) активирует дорсальное ядро → резко снижает частоту сердечных сокращений и давление.
§ Торможение двигательной активности – тело обездвижено (эволюционно: притвориться мёртвым, чтобы хищник потерял интерес).
§ Отключение высших когнитивных функций – человек может чувствовать дереализацию ("это не по-настоящему") или диссоциацию.
Примеры:
Олень, замирающий перед фарами машины.
Человек, падающий в обморок при виде крови.
Ступор во время нападения, когда жертва не может кричать или бежать.
Почему это проблема у людей?
Хронический стресс/травма: если человек часто испытывает беспомощность, дорсальный вагусный путь начинает срабатывать слишком легко → депрессия, синдром хронической усталости.
Панические атаки: иногда обморок – результат перегрузки симпатической системы, после которой вагус "гасит" сердце слишком резко.
Как "перезагрузить" систему?
Теория Поливагальной системы (Стивен Поргес) предлагает методы:
Дыхание: медленные выдохи длиннее вдохов (активирует "безопасный" вентральный вагусный путь).
Физическая активность: дрожь или тряска (как у животных после стресса) помогают сбросить напряжение.
Социальная поддержка: голос близкого человека может вывести из состояния оцепенения.
Патология суждений: навязчивые, сверхценные, бредовые идеи, если рассматривать их по степени усугубления
Навязчивые явления можно разделить на идеаторные(обсессии), фобические и двигательные.
Бетси любит свою работу — за исключением тех случаев, когда приходится куда-то лететь. Если ей предстоит перелет, она начинает волноваться за несколько дней. Бетси проверяет прогнозы погоды, чтобы удостовериться, что не будет грозы. Ночью не может уснуть, думает о полете, боится его. Она вспоминает обо всех крушениях самолетов, о которых когда-то слышала или читала. В день полета она просто сама не своя. Во время посадки на самолет она все пытается заметить, вдруг что-то не так, прислушивается к шуму запускающихся двигателей. «Вдруг что-то развалится?» — беспокоится она. Когда самолет отрывается от земли, Бетси закрывает глаза, крепко сжимает подлокотники, напрягает все тело. К счастью, перед полетом она успевает выпить два мартини в баре, и теперь ей не терпится выпить еще, когда самолет закончит набор высоты. Наконец, она открывает глаза и отпускает подлокотники, но расслабиться не может: при малейшем толчке она снова хватается за них и читает про себя молитву. Ей кажется, что самолет летит вечно. Только когда он приземляется и Бетси садится в такси, она наконец возвращается в нормальное состояние. Она чувствует облегчение, но сил ни на что не остается.
У Бетси так называемая изолированная фобия — страх, который без видимой причины привязан к определенному стимулу. Подобные случаи встречаются часто: согласно некоторым оценкам, страхи подобного рода есть у 60% взрослых людей, а непосредственно изолированная фобия диагностируется у 11% населения. У женщин подобный диагноз встречается несколько чаще, чем у мужчин. Фобию способны порождать многочисленные и разнообразные предметы и явления. Чаще всего встречается боязнь насекомых, мышей, змей, пауков, летучих мышей, высоты, воды, грозы, молнии, замкнутых пространств, открытых пространств, вида крови, подкожных игл, общественного транспорта, туннелей, мостов и, конечно же, перелетов. Никто не может точно сказать, почему у конкретного человека возникает конкретная фобия. Но кое-что об этом явлении доподлинно известно. Фактически все изолированные фобии универсальны и встречаются во всех культурах. В некоторой степени они скорее врожденные, чем приобретенные, то есть люди испытывают страх перед объектом фобии даже при самой первой встрече с ним. Фобии обычно связываются с определенными типами раздражителей: например, люди чаще боятся животных, а не цветов. Из всего этого мы можем логически заключить, что в какой-то период человеческой истории эти фобии были адаптивными, то есть помогали нашим предкам выжить в опасном и непредсказуемом окружении. Нетрудно понять, почему избегание змей или пауков (часто ядовитых), высоты или глубокой воды способствовало выживанию. Страх перед сугубо современными явлениями, например тоннелями или самолетами, повидимому, связан с теми же примитивными опасностями (риск задохнуться или сорваться с опасной высоты).
1. Механизм превращения страха в фобию
А. Классическое обусловливание (по Павлову)
Пример: Человек спокойно ездил в лифтах, пока однажды не застрял. Испытал панику, и теперь его мозг связал "лифт = опасность".
Как работает: нейтральный стимул (лифт) + Травмирующее событие (застревание) → Условная реакция (страх). После этого даже мысль о лифте вызывает тревогу.
Б. Оперантное обусловливание (избегание)
Человек начинает избегать лифтов, чтобы не испытывать страх.
Проблема: Избегание временно снижает тревогу, но мозг запоминает: "Избежал лифта → стало легче".
Результат: Фобия закрепляется, потому что человек никогда не проверяет, что лифт на самом деле безопасен.
В. Наблюдательное научение (по Бандуре)
Если человек видит, как другие боятся (например, родитель паникует при виде пауков), он может перенять этот страх без личного негативного опыта:
ü Матери 77% детей с фобией воды говорят, что этот страх был у их ребенка с рождения.
ü 56% взрослых, которые боятся собак, утверждают, что могут вспомнить негативный опыт взаимодействия с ними. Однако 66% (то есть даже больше!) взрослых, которые собак не боятся, также имеют подобный опыт. Если бы страх возникал исключительно путем научения, цифры были бы совсем другие.
ü Эксперименты показали, что люди приучаются в некоторой степени бояться любых стимулов, которые объединяются с ударом тока. Однако сформированный таким образом страх пауков проявляется сильнее и быстрее, чем страх цветов. Это подразумевает, что насекомые изначально пугают сильнее растений.
ü Когда у человека случается расстройство желудка, он автоматически думает, что причина в неправильной еде, а не в каком-то другом событии, предшествовавшем несварению. Мы склонны связывать дискомфорт в животе с едой, которую употребили, — чем не отсылка к доисторическому страху отравления.
2. Роль мозга и нейрохимии
Амигдала (центр страха) становится гиперчувствительной к триггеру (например, к виду паука).
Префронтальная кора (отвечает за логику) не может подавить ложную тревогу.
Дофамин и ГАМК: Дисбаланс усиливает тревожные реакции.
3. Почему фобии сохраняются годами?
Подкрепление избеганием: каждый раз, когда человек избегает объекта фобии, страх не опровергается.
Катастрофизация: Воображение рисует худший сценарий ("Если зайду в лифт, умру от удушья").
Телесные реакции (учащённое сердцебиение, потливость) сами по себе пугают, создавая порочный круг.
Фобия — это "сломанный" условный рефлекс, который мозг ошибочно считает жизненно важным. Но благодаря нейропластичности мозга его можно перенаправить.
Основные отличия фобии от страха
Если вы готовы действовать, чтобы преодолеть свои страхи, поздравляю: для этого существуют простые и мощные техники. Поведенческая терапия необыкновенно эффективно работает при лечении изолированных фобий: большинство страхов исчезают уже через несколько терапевтических сессий без использования медикаментов. Длительная интенсивная практика, особенно под руководством опытного когнитивно-поведенческого терапевта, позволит добиться еще большего результата.
1. Когнитивное реструктурирование (работа с мыслями)
Цель: изменить иррациональные убеждения, которые поддерживают фобию.
Упражнение:
- Запишите ситуацию, вызывающую страх (например, "Я боюсь ездить в лифте").
- Опишите автоматические мысли ("Лифт застрянет, я задохнусь").
- Найдите доказательства за и против этих мыслей:
- За: "Один раз лифт действительно застрял".
- Против: "Я ездил в лифте сотни раз, и всё было нормально".
- Сформулируйте более рациональную мысль:
- "Лифты обычно безопасны, а если что-то случится, я могу нажать кнопку вызова".
2. Экспозиция (постепенное привыкание)
Цель: снизить чувствительность к объекту страха через постепенное столкновение с ним.
Упражнение:
- Составьте иерархию страха – список ситуаций от самых лёгких до самых пугающих.
- Пример для страха пауков:
- Посмотреть на фото паука.
- Посмотреть видео с пауком.
- Наблюдать паука в террариуме.
- Подойти ближе.
- Дотронуться через стекло.
- Начните с первого пункта и оставайтесь в ситуации, пока тревога не снизится.
- Переходите к следующему уровню, только когда предыдущий перестаёт вызывать сильный страх.
3. Техника "Воображение + релаксация"
Цель: связать образ страха с расслаблением, а не с паникой.
Упражнение:
- Закройте глаза, представьте пугающую ситуацию (но не самую страшную).
- Как только почувствуете тревогу, включите технику релаксации:
- Глубокое дыхание (вдох на 4 счёта, задержка на 4, выдох на 6).
- Прогрессивная мышечная релаксация (напрягите и расслабьте мышцы по очереди).
- Повторяйте, пока образ не станет вызывать меньше страха.
4. Поведенческий эксперимент
Цель: проверить, насколько оправданы опасения.
Упражнение:
- Предскажите, что случится в пугающей ситуации (например, "Если я зайду в лифт, у меня будет паника").
- Проведите эксперимент (зайдите в лифт на 1 этаж).
- Оцените результат:
- Случилось ли то, чего вы боялись?
- Если да, насколько это было страшно?
- Если нет, как это меняет ваше представление о фобии?
5. Метод "5 вопросов" для проверки катастрофических мыслей
Когда вас охватывает страх, задайте себе:
- Насколько вероятно, что случится худшее? (0–100%)
- Какие есть доказательства за и против?
- Что самое плохое может произойти? А что самое вероятное?
- Если случится худшее, как я с этим справлюсь?
- Что я скажу другу, если у него будет такой же страх?
Дополнительные советы:
- Ведите дневник страхов, записывая триггеры, мысли и уровень тревоги (по шкале от 1 до 10).
- Используйте метод якорения – свяжите момент спокойствия с физическим действием (например, сжатием кулака), чтобы быстро успокоиться в тревожной ситуации.
Если фобия сильно мешает жизни, лучше обратиться к психотерапевту. КПТ даёт хорошие результаты, особенно в сочетании с экспозиционной терапией.
Попробуйте начать с малого – даже 10 минут в день могут дать прогресс!
Кейс КПТ-терапии: Девушка 27 лет с фобией насекомых (инсектофобия)
Имя: Арина, 27 лет
Жалобы:
- Панический страх перед любыми насекомыми (особенно мухами, тараканами, пауками).
- Избегает выездов на природу, парков, открытых окон.
- Если видит насекомое, кричит, плачет, убегает, может упасть в обморок.
- Понимает, что страх иррационален, но не может контролировать реакцию.
1. Когнитивная часть (работа с мыслями)
Иррациональные убеждения:
- "Все насекомые опасны, они могут меня укусить/заразить".
- "Если насекомое коснётся меня, я умру от ужаса".
- "Я не вынесу даже вида жука".
Упражнения:
Дневник мыслей:
Алина записывает ситуации, где видит насекомое, и автоматические мысли.
Например:
- Ситуация: "Увидела муху на кухне".
- Мысли: "Она сядет на еду, я заражусь, умру".
- Эмоции: Ужас (9/10).
- Поведение: убежала, вызвала мужа убить муху.
Проверка убеждений:
Терапевт задаёт вопросы:
- "Сколько людей умирает от мух в вашем городе за год?"
- "Были ли случаи, когда насекомое действительно причинило вам вред?"
- "Что бы вы сказали подруге, которая так боится?"
Альтернативные мысли:
- "Большинство насекомых безобидны".
- "Даже если муха коснётся меня, ничего страшного не случится".
- "Мой страх сильнее, чем реальная опасность".
2. Экспозиционная терапия (постепенное привыкание)
Иерархия страха (от 1 до 10 по тревоге):
- Смотреть на мультяшное изображение насекомого (3/10).
- Рассматривать фото реального насекомого (5/10).
- Смотреть видео, где насекомое ползает (7/10).
- Наблюдать за насекомым в банке через стекло (8/10).
- Подойти ближе к банке (9/10).
- Позволить насекомому (например, сверчку) ползать по столу в другом конце комнаты (10/10).
Процесс:
- Начинаем с первого пункта. Арина смотрит на рисунок мухи 5 минут, пока тревога не снизится с 3/10 до 1/10.
- Переходим к следующему шагу только после привыкания.
- Если тревога слишком сильная – используем дыхательные техники (4-4-6).
3. Поведенческий эксперимент
Предсказание Арины:
- "Если я увижу таракана, у меня будет сердечный приступ".
Эксперимент:
- Терапевт показывает таракана в закрытой банке (Арина заранее согласна).
- Результат:
- Сердцебиение участилось, но приступа не было.
- Через
10 минут тревога снизилась сама.
Вывод: "Моё тело справляется со страхом лучше, чем я думала".
4. Метод "Контролируемого контакта"
Цель: убедиться, что насекомое не представляет угрозы.
- Арина надевает перчатку.
- Терапевт кладёт на перчатку мёртвого жука (потом – живого, но безопасного, например, сверчка).
- Арина трогает его палочкой, потом – через перчатку.
- Постепенно страх уменьшается.
5. Закрепление результата
- Домашнее задание:
- Каждый день смотреть на фото насекомых 5 минут.
- Выйти в парк, посидеть на лавочке 10 минут (даже если тревожно).
- Якорение спокойствия:
- Перед экспозицией Арина включает расслабляющую музыку и сжимает антистресс-мяч, создавая ассоциацию с безопасностью.
Прогресс через 8 сеансов:
- Может спокойно смотреть видео с насекомыми.
- Видит муху в комнате – не кричит, а зовёт мужа убрать её (раньше убегала).
- Пока не готова потрогать паука, но согласилась на следующий этап – наблюдать за ним в террариуме.
Итог: КПТ помогает Арине менять мысли и постепенно снижать страх. Главное – не избегать, а мягко сталкиваться с тревогой, чтобы мозг переучился: "Насекомые = не опасность".
Если бы это был реальный случай, терапия заняла бы 3–6 месяцев с еженедельными сеансами.
Если Вам нужна помощь или психотерапия, свяжитесь со мной:
Клюшина Вероника Сергеевна
Психолог. Специалист по коррекции тревожно-фобических расстройств (КПТ)
Wa/Tg: 89160964797