МЫ ИДЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ?!
МЫ ХОТИМ БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ!
Мы стремимся дать ребенку то, что мы не имели в детстве, развить в нем лучшие качества и способности. Мы вкладываем все свое воображение, время и деньги в формирование внешнего образа нашего малыша и конечно же в его развитие. И вот наш маленький денди или маленькая принцесса идеально подстрижены, одеты по последнему слову моды, знают все правила этикета, занимаются спортом, говорят на иностранных языках, используют все современные гаджеты, развиваются и обучаются раньше сверстников и, конечно же, бесконечно благодарны нам за это. МЫ КУЛЬТИВИРУЕМ В ДЕТЯХ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА – ДРУГИХ У НИХ БЫТЬ ПРОСТО НЕ МОЖЕТ! А как же по-другому? Ребенок должен идти в ногу со временем, должен научиться реализовать свои возможности и способности – БЫТЬ ЛУЧШИМ! Мы не имели таких возможностей в детстве, ну уж наши дети получат их по полной программе! Мы не смогли полностью реализоваться, а наши дети реализуются максимально! Они станут ВЕЛИКИМИ МАСТЕРАМИ своего дела, в результате чего РАЗБОГАТЕЮТ! Они СОЗДАДУТ ПРЕКРАСНУЮ СЕМЬЮ, так как они обладают всеми добродетелями этого мира! И будут вечно и бесконечно нас любить – ведь благодаря нашему времени, силам, деньгам они стали такими! А мы будем ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ ИХ ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ, которая окупит нашу добровольную жертву во имя детей!
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ ТАКОГО МЫШЛЕНИЯ?
Беда идеальных родителей может заключаться в том, что РЕБЕНОК НЕ ОПРАВДАЕТ ИХ ОЖИДАНИЙ. Еще более печальная история, если, ОПРАВДАВ ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ – ОН БУДЕТ БОЛЕН ИЛИ НЕСЧАСТЕН. Не менее горькая история – ребенок принял родительскую жертву как должное и НЕ ИСПЫТЫВАЕТ БЛАГОДАРНОСТИ И ОСОБОЙ ТЕПЛОТЫ К РОДИТЕЛЯМ.
ПОЧЕМУ ЭТО ВОЗМОЖНО?
Во-первых, у ребенка МОГУТ ОТСУТСТВОВАТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, необходимые для того, чтобы оправдать родительские ожидания.
Во-вторых, у ребенка МОЖЕТ ОТСУТСТВОВАТЬ ИНТЕРЕС к тому, что ему навязывают родители.
В-третьих, «ЗАВОРОЖЕННОСТЬ» ИДЕАЛЬНОСТЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОСТАНОВКЕ ИЛИ ЗАМЕДЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ребенка. Он и часть идеального родителя, и всегда хуже него или вообще ничтожен по сравнению с ним. Это почва для роста нарциссической личности, которая всегда будет искать отражения себя глазами идеального родителя и одновременно чувствовать свою ничтожность. В такой почве может вырасти депрессивная личность, базово понимающая, что ей никогда не достичь эталона и не реализовать родительские запросы. Личность ребенка может уйти в изоляцию – шизоидную акцентуацию характера. Возможно формирование обсессивно-компульсивной или ананкастной личности, которая станет человеком-схемой, все систематизируя и изводя себя перепроверками. Идеальные родители формируют и иные типы характеров, но во всех случаях ВЕЛИКА ВЕРОЯТНОСТЬ ПОГРАНИЧНОГО УРОВНЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ, вплоть до пограничного расстройства личности.
В-четвертых, ребенок МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ РОДИТЕЛЬСКУЮ «ЖЕРТВУ» КАК ДОЛЖНОЕ – здесь атрофируется эмпатия, РАЗВИВАЕТСЯ СОЦИОПАТ с потребительским отношением к родителям под угрозой разрыва отношений.
Ну и наконец, ребенок идеальных родителей МОЖЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО ЖИЛ ПО УКАЗКЕ РОДИТЕЛЕЙ и его самого еще не было в этой жизни или то, что РОДИТЕЛИ «ПОЛОЖИЛИ ЖИЗНЬ» на его воспитание! Результатом такого понимания станет депрессия, чувство собственной неполноценности, вины, перепады самоотношения, иные ДИСКОМФОРТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Результат – НАПРЯЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИЛИ ПОЛНЫЙ РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ.
КАИМИ РОДИТЕЛЯМИ МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ? На этот вопрос нам ответил британский педиатр, психоаналитик Дональд Вудс Винникотт в конце прошлого века. Родители должны быть не идеальными, а «ДОСТАТОЧНО ХОРОШИМИ», способными установить здоровую взаимозависимость с ребенком, как с развивающейся личностью.
Что же подразумевает понятие «достаточно хороший родитель»? Перечислю основные критерии.
ПРИСУТСТВИЕ в жизни ребенка.
ОТСУТСТВИЕ «ЖЕРТВ» во имя ребенка, относительно гармоничная собственная жизнь.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ.
РЕГУЛЯЦИЯ/ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, создающая относительную стабильность.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ребенка.
ПОНИМАНИЕ ЖЕЛАНИЙ ребенка, без игнора и попустительства.
УМЕНИЕ УСПОКОИТЬ ребенка без физического насилия или игры «в молчанку».
ИЛЛЮСТРАЦИЯ МИРА ЧЕРЕЗ ИГРУ с использованием игрушек, а не через указания и нравоучения.
НАЗЫВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ, А НЕ ЖЕЛАЕМЫХ РОДИТЕЛЕМ ДАННЫХ: особенностей, качеств, эмоций, поведения как ребенка, так и самого себя.
БЕЗУСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ВКЛЮЧАЯ РЕБЕНКА, не подменяя социальные роли.
НАЗЫВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТОРОН членов семьи, процессов, явлений.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА БЕЗОПАСНОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ каждого.
Главное помнить, что РЕБЕНОК НЕ НАША СОБСТВЕННОСТЬ, А ФОРМИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ. Она не обязана соответствовать нашим желаниям и ожиданиям, не должна быть с нами вечно.
МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМИ, НО ДОЛЖНЫ БЫТЬ «ДОСТАТОЧНО ХОРОШИМИ» РОДИТЕЛЯМИ.
РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ, НО В НАШЕЙ ВЛАСТИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОСТАВЛЯЙТЕ РЕАКЦИИ, чтобы продолжить тему детско-родительских отношений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…