Что влияет на возникновение СРК. Как человек сам поддерживает свои туалетные проблемы?
Любая терапия начинается с концептуализации. Проблема СРК не исключение. Прежде чем начинать коррекцию СРК, важно понять, а как она работает конкретно у вас. Что влияет на развитие, что поддерживает проблему, какой механизм нарушения.
Начнем с предрасполагающих факторов. Для описания предрасполагающих факторов лучше всего подходит метафора с ружьем. Каждый человек рождается со своим ружьем. У кого-то генетически заложена предрасположенность к тревожным расстройствам, к депрессии, РПП, соматоформным расстройствам и т.д. Но сам факт заложенности еще не говорит о том, что ружье будет стрелять. Взведен только курок.
Что же должно произойти, чтобы ружье выстрелило? Правильно – провоцирующие факторы. Провоцирующие факторы раскрывают уже имеющеюся базу. Собственно, по этой причине не все люди страдают расстройствами, хоть и могут находиться в равных условиях.
Что же будет провоцирующим фактором при СРК. Обратите внимание, после какого события началась ваша проблема.
Во-первых, это может быть острый стресс. Ситуация, которая приносит вам ощутимое напряжение. Что это может быть? Разрыв отношений, переезд, увольнение или напротив повышение по должности с прибавлением ответственности и т.д.
Помимо острого стресса также стоит учитывать хронический стресс. Когда вы перманентно находитесь в сложной для себя неразрешимой ситуации. Например, сложные отношения в семье, на работе, с друзьями. Ситуации неопределенности, непонятно как жить дальше. Высокая нагрузка – большой объем обязанностей, с которыми вы не можете справиться.
Стресс бывает не только психологический, но и физический. Часто СРК возникает после перенесенных кишечных инфекций, различных заболеваний, например, после коронавируса.
Провоцирующие факторы – это когда ружье стрельнуло 1 раз. Стресс прошел, человек восстановился, функция ЖКТ нормализовалась. Но бывает так, что вроде как проблемы никакой уже и нет, а СРК сохраняется. Тут подключаются поддерживающие факторы.
Поддерживающие факторы можно представить как бесконечный нажатие на курок. Это то, как сам человек непосредственно влияет на свою проблему.
Ну а здесь мы можем разобрать нашу любимую КПТ модель, а именно ту часть, где за действенно мышление и поведение.
Само по себе восприятие симптомов и их оценка может вызвать стресс и усугубление симптомов. Самый частый тип мышление – катастрофизация. Это всевозможные истории о том, что СРК – ужасно! А вдруг я не добегу до туалета? А вдруг я опозорюсь? А что обо мне подумают люди? Повышается тревога – повышается симптоматика.
Типичным проявлением данного механизма будет реакция стресса на экзамен. У студентов во время сессии часто начинается медвежья болезнь и постоянные походы в туалет. У людей с СРК – сессия длится постоянно.
Проблему поддерживает не только мышление, но и поведение. Это охранительное, ограничительное и избегающее поведение. Охранительное поведение – это то, как человек пытается себя обезопасить – носит аптечку, сменную одежду, ходит в туалет заранее, клизмы, стимуляция опорожнение рукой, сканирование тела и т.д.
Ограничительное поведение – это то, в чем себя человек ограничивает из-за проблемы. Отказывается от какой-либо еды без показаний (например, от молочки или глютена). Перестает пить кофе. Не ест овощи и другие продукты богатые клетчаткой.
Избегающее поведение – это поведение направленно на бегство от тревожащей ситуации. Например, человек избегает посещения общественных мест, общественных уборных, избегает ходить в туалет при других людях, избегает мероприятий и т.д.
А есть еще факторы, которые смягчают течение расстройства – протективные факторы. К ним относят информирование о работе СРК, стратегии релаксации (медитации, дыхательные практики, релаксация, йога), спорт, социальная поддержка – друзья, семья, близкие, принятие своего состояния и т.д.
Вот у нас уже рисуется карта коррекции. В зависимости от роли какого фактора выстраивается тактика коррекции. Разумеется, с учетом рекомендаций гастроэнтеролога.
Где-то будет больше упор на провоцирующие факторы – работу со стрессом, сопутствующим расстройством (например, коррекция ГТР), развитие навыков адаптации, работа над личностью. Где-то больше упор на поддерживающие. Где-то усиление уже существующей поддержки.
Провоцирующие факторы у всех индивидуальны, поэтому нет смысла расписывать детально работу. В следующих статьях сделаю больше упор на поддерживающие факторы.
Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на мой канал - https://t.me/psyvlaur
Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http://viktorialuar.tilda.ws/