ДОМИНАНТА И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
В ходе терапии и психообразования клиентов мы часто используем понятие ДОМИНАНТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ГМ). Давайте разберемся что это такое.
Понятие Доминанты введено русским физиологом А.А. Ухтомским, оно описывает работу нервной системы, а также поведение человека.
Доминанта - очаг стойкого возбуждения в головном мозге, временно доминирующий над другими его отделами, трансформирующий и направляющий их деятельность.
Яркий пример доминанты половое возбуждение у кошки в период течки. Все раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок или предметов) вызывают усиление симптомакомплекса течки (кошка изгибается и призывно мяукает, а не бежит за едой).
Теперь представим: вы влюбились. Тут доминанта в вашей голове как гнездо, вокруг которого группируется вся остальная деятельность. Что бы вы ни делали, куда ни шли, какую музыку ни слушали, все напоминает о любимом человеке. Попадется песня похожей тематики или кто-то заговорит про общего знакомого, тут же загорается ваша доминанта и мысли об этом человеке. Преобладающее в нашем сознании представление подчиняет себе все остальные впечатления, как доминанта подчиняет себе процессы в головном мозге влюблённого.
ВАЖНО: Доминанта (очаг возбуждения) концентрирует все наши силы и средства на решении ОДНОЙ приоритетной задачи.
Поэтому неврозоподобные состояния возникают во время конфликта двух сверхценных потребностей либо интересов человека.
Пример 1: человек хочет жить своей свободной жизнью, путешествовать, пробовать новое. Свобода выбора у данного человека это Сверхценная потребность. Но семья, общество, окружение, диктуют ему свои правила (например пора жениться/выйти замуж, "остепениться", родить двух детей, посадить дерево и пр.).
Тогда возникает КОНФЛИКТ ДВУХ СВЕРХЦЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
- Сверхценная потребность в свободе выбора
- Страх быть отвергнутым/ой обществом, семьей, партнером и оставаться одному.
Так как раньше люди выживали группами, то это автоматический страх, который люди не осознают. Остаться одному, быть отвергнутым обществом, родителем, семьей = НЕ выжить. Но мы живем в современном Мире господа, где с помощью интернета вы можете познакомиться с миллионами людей, из которых минимум 10% вас поймут, примут и будут с вами! Главное расширять свою «песочницу» и знакомиться. Но об этом в другой статье.
Пример 2: вы заканчиваете школу и хотите быть художником, танцором, блогером, продавцом, да кем угодно. Но родители настаивают на юридическом/экономическом образовании. Родители продавливают вас и вы идете на экономику. Мучаетесь там, потому что это не ваше и вообще нет даже способностей к этому.
Тут возникает конфликт ДВУХ СВЕРХЦЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
- Свобода выбора личности. Быть собой, пробовать, выбирать, ошибаться и снова пробовать.
- Получение одобрения, любви, поддержки от родителей/родственников, потому что если вас не одобрят, то отвергнут и вы останетесь одни. А одни мы что? Не выживем и т.д.
НО доминанта решает только ОДНУ ПРИОРИТЕТНУЮ ЗАДАЧУ.
В результате получаем: привет невроз, тревога и комплекс симптомов (ПА, проблемы со сном, проблемы ЖКТ, головные боли, неврозоподобные состояния и пр.).
Почему? Потому что НЕЛЬЗЯ ВСЕМ УГОДИТЬ. Нельзя на елку есть и ничего не уколоть.
Итог: Патологически устойчивая доминанта учавствует в формировании ОКР (обсессивно-компульсивых расстройств), неврозоподобных состояний, ПА (панических атак) и тд.
Именно патологические доминанты не дают человеку увидеть новые возможности, ресурсы, перспективы в жизни, обстоятельства.
Почему понятие доминанты гм так важно в терапии?
Потому что обладая знанием о доминанте и знаниями техники переключения внимания с одной доминанты на другую, более важную либо более рациональную, вы сможете управлять собой, своими эмоциями, переключать себя вовремя не впадая в невротическое состояние.
В терапии я помогаю клиентам найти и патологические доминанты, увидеть новые возможности, выявить автоматические мысли и развить психологическую гибкость.