Хочу, но не могу себе позволить!
Психастенический внутриличностный конфликт – противоречия между истинными желаниями, потребностями и внутренней цензурой, моралью, долженствованиями, нормативностью человека. Внутри него идет постоянная борьба двух противоположных тенденций.
Кратко: «Хочу, но не могу себе позволить».
Часто такой тип внутреннего конфликта формируется у ребенка, которого воспитывали в противоречивых границах дозволенного, правильного. Например, то, что разрешает или даже поощряет один родитель, для другого родителя является неприемлемым и наказуемым. Либо один и тот же родитель запрещает что-то ребенку и говорит, что это плохо, но сам так делает. В итоге ребенок на понимает как правильно и каковы реальные границы нормы. Также подобный внутриличностный конфликт может сформироваться при чрезмерно строгом воспитании, в том числе в религиозной семье.
Такой человек начинает постоянно сомневаться в себе, боится выйти за рамки, ошибиться, согрешить, имеет крайне неустойчивую самооценку. Появляется страх не только реальных действий, но и своих мыслей, страх потерять контроль или сойти с ума (фактически тоже выйти за рамки, стать неправильным, плохим).
Для того, чтобы справиться с сомнениями, временно снизить степень напряжения и тревоги, человек придумывает себе навязчивые ритуалы: перепроверки или другие действия определенное количество раз, мытьё рук и иные ритуалы, связанные с чистотой, избегающее поведение и т.д.
Пример.
Денису 27 лет. Страдает от навязчивых мыслей и ритуалов. Постоянно перепроверяет закрыл ли дверь в квартире и в машине. Часто моет руки (намыливает и смывает ровно 5 раз). Перепроверяет всё, что написал или сделал. Установил себе лимит проверок не более 5, но впоследствии и это перестало спасать его от сомнений, пришлось увеличить этот лимит до 10. Имеет сложности в коммуникации, в том числе в общении с противоположным полом. Крайне неуверен в себе, постоянно сомневается (это и есть основная проблема, а ритуалы – уже следствие).
Денис был для своих родителей поздним ребенком. Мать возлагала на него большие надежды. Хотела, чтобы он был отличником, водила на доп.занятия. У отца же были проблемы с алкоголем. Достижения сына в учебе он обесценивал, при этом делал акцент на его слабости, неспособности противостоять обидчикам, забивать гвозди и делать прочие «мужские» дела. В воспитании со стороны матери и отца всегда были двойные стандарты. Причем ни матери, ни отцу Денис в полной мере не мог угодить. Чего хочет он сам, было вообще никому неинтересно. Профессию тоже выбрала за него мать. Уже в детстве он стал придумывать себе ритуалы, чтобы снимать тревожность и преодолевать сомнения.
У людей с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) обнаруживается именно психастенический внутриричностный конфликт, который раздирает их изнутри и приводит к формированию расстройства.
Терапия для человека с психастеническим внутриличностным конфликтом - это не только работа с навязчивыми мыслями и ритуалами. Если не убрать корень проблемы (сомнения, неуверенность в себе, нормативность, непозволение себе быть собой), то человек, избавившись от одних навязчивых мыслей и ритуалов, придумает себе другие.