О механике развития панических атак №2. В чем сходство ПА и ПТСР?
Механизм развития ПА подобен механизму возникновения посттравматического стрессового расстройства. Нет, развиваются они по разным механизмам, но общее есть. Представьте ситуацию, которая невыносима для психики человека. Возьмем самую тяжелую: смерть ребенка.
В такой момент происходит разотождествление самой травмирующей ситуации и непосредственно психики. То есть, смерть ребенка воспринимается человеком, как факт, без проживания и принятия.
Если мать или отец, или другой родственник не рыдает на похоронах, не теряет сознания, не бьется в истерике, не причитает, а присутствует как бы спокойно, как бы с отсутствующим видом, это не значит, что он бесчувственный чурбан. Это защитная психическая реакция, чтобы не сойти с ума.
Проблема в том, что чувство горя, эмоции ужаса и отчаяния не исчезли, никуда не делись, они вытиснились в бессознательное. Просто они были настолько мощными и невыносимыми, что без защитных реакций психику знатно рвануло бы, как петарду.
И вот в один прекрасный момент непрожитые и непринятые эмоции догоняют и накрывают человека в виде панических атак. Как накрывают флэш-беки человека с ПТСР. Только при ПТСР это конкретные триггеры, их масса для разных ситуаций. А при ПА триггеры скорее непонятны и не очевидны, но не всегда.
В этом трэше есть одна хорошая новость: панические атаки – это начало выздоровления психики.
У всех ли произойдет разотождествление ситуации с психикой? Нет, далеко не у всех, а только у тревожных личностей, имеющих предрасположенность к подобным проблемам. Другие выдадут реакцию, адекватную ситуации, пройдут все 5 стадий проживания горя и будут как-то жить дальше. Это в идеале. Конечно, в идеале хочется, чтобы дети не умирали, не было войн и голода. Но такого, увы, не бывает…