Тяжело дышать. Дыхание в стрессе.
Дыхание - это автономный процесс, не зависящий от воли человека, он поддерживается даже во время сна. Организм сам оценивает соотношение кислорода и углекислого газа в крови, и регулирует вдохи и выдохи.
Также дыхание подвластно высшей нервной деятельности. Мы сознательно можем менять рисунок дыхания. Эта особенность может сыграть важную роль при тревожном расстройстве, но об этом позже.
Стресс активирует симпато - адреналовую часть нервной системы, мобилизуя ресурсы организма. Норадреналин, адреналин, кортизол заставляют весь организм, в том числе и дыхательную систему, "встрепенуться". Физиология диктует свои условия и человек начинает часто и поверхностно дышать, но не замечает этого.
Это называется гипервентиляцией. Это учащенное дыхание, в результате которого уровень кислорода повышается. В свою очередь количество углекислого газа падает. Такая ситуация может привести к нарушению обменных процессов в организме. Поэтому организм, пытаясь повысить уровень углекислого газа, может включить защитный механизм - бронхоспазм.
В легких есть несколько отделов: бронхи, далее они делятся на мелкие бронхиолы, которые переходят в альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки. Нас интересуют последние, т.к. в них и происходит газообмен. В этих мешочках есть тонкие капилляры, это микро русло в которое и впадает кровь для обмена газом. В карилляры, из суженых артериол (из - за адреналина), кровь не доходит в нужном объеме, и качество газообмена резко падает. Множество функционирующих альвеолярных мешочков просто выключается. Человек ощущает изменение дыхания - он не может насытиться кислородом, чувствует удушье.
Уже один только этот механизм может сильно влиять на общую картину. Дыхательный объем у человека равен 0,5л. В результате спазма бронхов и дыхательной мускулатуры он сокращается, в легкое физически вдыхается меньше воздуха - объем в 0,5л превращается в 0,3л. Конечно, это все может сопровождаться затрудненным дыханием и чувством нехватки воздуха.
Есть еще один парадоксальный механизм при гипервентиляции. Человек начинает часто дышать, кровь сильнее насыщается кислородом - казалось бы ничего плохого в этом нет. Парадокс в том, что когда кислорода в крови слишком много, соединение гемоглобина (переносчика кислорода в ткани) с кислородом становится слишком плотным. Кислород гуляет по организму, но не может отсоединиться и проникнуть в ткани, и выполнить свою функцию.
И вот встревоженный человек, чувствуя, что задыхается, начинает дышать с удвоенной силой. Но, наоборот, получает все симптомы гипоксии - кислородного голодания. Поэтому девиз - чем больше, тем лучше - здесь не работает.
Что можно сделать в данной ситуации? Ответ вытекает из логики вышесказанного. Если в крови много кислорода и мало углекислого газа, надо поднять последний. Все процессы накапливающие углекислый газ имеют парасимпатический эффект.
Во-первых - мы переключаем свое аффективное внимание с тревоги на вдохи и выдохи - включаем префронтальную кору, ее активность позволяет стать рациональнее в моменты острого стресса. Во-вторых - много углекислого газа - расслабятся и расширятся спазмированная гладкая мускулатура (все внутренние органы) и почти все сосуды тела. В-третьих - кислород охотнее станет проходить в ткани, все органы получат насыщение, симптомы гипоксии пройдут (головокружение, спутанное сознание, тремор и др.)
Вдох и выдох - это инь и ян. Вдох отвечает за напряжение, выдох за расслабление. Поэтому здесь нам нужен вдох в 2 раза короче выдоха. Например на 4 счета мы будем вдыхать, на 8 - выдыхать. Стараемся дышать в живот, представляя перышко под носом, которое надо не сдуть. Соблюдая эти условия мы получим успокаивающий и восстанавливающий эффект. Это работа с конкретными симптомами.
Главной же целью является работа с базовой тревогой, которая и породила гипоксию. Разобрать свои взаимоотношения с людьми и наладить эмоциональный фон поможет психотерапия.