Что происходит в организме во время стресса?
Удивительно, но человек умеет реагировать не только на внешний фактор, как на стресс, но и на внутренний (наши мысли). В организме запускается каскад различных реакций, как будто мы убегаем от хищника. Хотя мы просто подумали о завтрашнем дне сидя на диване.
Префронтальная кора, миндалина (это зоны в головном мозге) распознают ситуацию как стресс или трактует Ваши мысли, как угрозу.
Например: «На улице к меня случится ПА и я упаду». Сигнал от этих зон мозга идёт в гипоталамус. И дальше идёт целый каскад гормональных реакций, которые нацелены только на одно.
Вас спасти! А не убить, как думают многие.
Гипоталамус выделяет КРГ (кортикотропин-релизинг-гормон), через несколько секунд он запускает выработку АКТГ (адренокортикотропного гормона), который попадая в кровь и достигая надпочечников заставляет их вырабатывать глюкокортикоид (кортизол).
В этот момент активируется симпатическая нервная система. Это та, которая входит в вегетативную нервную систему и отвечает за педаль газа. В следствии этого выделяется адреналин и норадреналин.
Адреналин выделяется сразу, глюкокортикоиды поддерживают его действие в течении минут и даже часов.
Адреналин приводит к тому, что тромбоциты (кровяные тельца, способствующие свертыванию крови) начинают склеиваться друг с другом, и такие «склейки» скапливаются в местах повреждений сосудов. Во время стресса мы мобилизуем энергию, выбрасывая ее в кровь, в том числе жиры, глюкозу и «плохой» холестерин, и эти вещества тоже могут «застревать» в местах повреждений сосудов.
Возвращаясь к автономной нервной системе, не позволяющей нам одновременно жать одной ногой на газ, а другой – на тормоз: если у нас все время включена симпатическая нервная система, то постоянно отключена парасимпатическая. И поэтому нам сложнее замедлиться и расслабиться, даже в те редкие моменты, когда мы не испытываем никакого стресса.
Кроме того, во время стресса поджелудочной железой вырабатывается глюкагон . Глюкокортикоиды, глюкагон и симпатическая нервная система повышают глюкозу в крови. Это необходимо для мобилизации энергии во время стресса.
Гипофиз вырабатывает пролактин, он подавляет работу репродуктивной системы. Зачем она нам, когда нужно спасаться от смерти и бежать? По этому же принципу угнетается выработка эстрогена, прогестерона и тестостерона. Привет всем тем, у кого на нервной почве возникает импотенция или снижается либидо.
Так же гипофиз и другие отделы мозга выделяют морфиноподобные вещества (эндорфины, энкефалины), которые притупляют боль. Иногда этих веществ так много, что мозг как бы отключает некоторые свои зоны, уходит в режим сохранения энергии. Считается, что с этим связан синдром дереализации, деперсонализации.
Во время стресса мы мобилизуем энергию, чтобы спастись от «зверя». В кровь выбрасываются жиры, глюкоза и холестерин. Плюс ко всему угнетается выработка соматотропного гормона и инсулина, который в норме способствует накоплению и запасанию энергии, чтобы использовать ее позже. Ведь энергия нужна прямо сейчас, не рационально тратить ее на накопление.
Все эти процессы работают слаженно и спасают нас от опасности, которой по сути нет. Опасность - это наши мысли, то, как мы себя пугаем, как мы себя стрессуем и заставляем переживать.
Поэтому основная часть терапии уделяется работе с мыслями, препятствуя запуску всех этих реакций. А так же обучению быть гибче, адаптивнее, научиться утилизировать стресс сначала с помощью терапевта, затем самостоятельно.
С различными биохимическими реакциями связана симптоматика, о которой так любят говорить. Но это следствие! Не устранив причину стресса, мы не добьёмся исчезновения симптомов. Это побочный продукт «спасательной операции».