Что такое внутренний конфликт и как с ним работать?

Сегодня мы с вами поговорим про внутриличностный конфликт. 

К нам приходит клиент с вегетативным напряжением и симптоматикой в виде навязчивых мыслей и навязчивого поведения.

У него имеются телесные вегетативные проявления (начиная с головы заканчивая ногами) - головокружения, ком в горле, нехватка воздуха, тахикардия, кишечник, мочевой пузырь, кожа и т.д.

Также у него имеется эмоциональная симптоматика - страх, тревога, суета, беспокойство.

И также у него есть поведенческие проявления симптоматики - избегание или наоборот излишняя активность или ритуалы (повторение одних и тех же действий для облегчения своего состояния). 

Человек на этом этапе ходит по врачам, пытается вылечиться. Он ходит по кругу от кардиолога к неврологу, от невролога его посылают еще по другим врачам. И так человек бегает по кругу от врача к врачу, пытаясь вылечиться. 

Человек видит свою проблему только в симптомах и просит специалиста, психолога, психотерапевта их убрать. И вот тогда он думает, что если симптомы убрать, то у него будет все хорошо. 

Первое, что нужно понять - у каждого человека есть детство от 0 до 7 лет. В этом детстве путем достаточно сложных взаимоотношений в семье формируется определенное понимание себя (другими словами - формируется личность). 

Под личностью мы понимаем систему отношений этой личности к самому себе ( например я глупый или я умный, или я виноват, или я плохой или я хороший).

От 0 до 7 лет в процессе взаимодействия ребенка, матери, отца и членов семьи Формируется понимание сути вещей, где ребенок начинает понимать себя определенным образом - хороший, плохой, умный, глупый. Он формирует некие ценности. 

Эти ценности можно охарактеризовать, как задачи. Например, я должна доказать всей семье, что я умнее своей сестры.

Или меня не за что любить, потому что я плохая дочка.

Или меня не за что любить, потому что я плохой сын, я глупый сын.

Дальше у ребенка формируется стратегия поведения. Эта стратегия отвечает на вопрос «как?»

Как я буду решать задачи, которые сформированы в следствие взаимодействия с семьей в базовых элементах психики. 

Например, если в базовых элементах психики сформировалось убеждение «я глупый», стратегия будет отвечать на вопрос- как ты будешь реализовывать это убеждение - «я глупый».

И вот здесь у ребенка  формируются две компенсаторные стратегические части - одна позитивная ( со знаком плюс), вторая отрицательная (со знаком минус). 

Именно здесь формируется основной базис нашего поведения.

1) позитивная компенсаторная стратегия выглядит так - человек будет стараться всем угодить. 

Он не будет говорить НЕТ.

Он будет стараться быть хорошим и преданным, он будет за все беспокоиться.

2) И отрицательная компенсаторная стратегия - это избегание.

человек будет избегать ситуаций, в которых он может показаться глупым.

Он будет избегать ситуаций, где он может получить нелюбовь и отвержение.

Здесь возникают некоторые особенности личности.

 Кто-то больше избегает, и в будущем это может проявиться в виде симптомов социофобии и агорафобии.

Кто-то приобретает интенсивность, и это больше относится к неврастении или к истерической демонстративности.

Давайте повторим:

Вот у нас созрела личность. У нее есть четкое понимание кто она, благодаря детским отношениям.

Затем формируются жизненные стратегии.

А затем формируется жизнь.

И как только обстоятельства жизни начнут противоречить выбранным стратегиям, которые сформировались в детстве, возникнет огромнейшое напряжение между этой стратегией и жизненными обстоятельствами, которые не решаются. Это и есть внутренний конфликт. 

В результате чего формируется защитные механизмы психики под названием СИМПТОМАТИКА НЕВРОЗА, как телесная, так и эмоциональная, так и поведенческая.

Вопрос: для чего формируются защитные механизмы психики?

Они формируются для того, чтобы сместить ваше внимание с нерешаемых жизненных обстоятельств на невротические симптомы. Потому что опасно и страшно видеть то, как в реальности обстоят ваши дела и что на самом деле происходит в вашей жизни.

Как выглядит процесс терапии? 

На первом этапе человек приходит с телесными, эмоциональными или поведенческими симптомами. А затем мы плавно начинаем рассматривать все обстоятельства жизни человека.

Затем разбираем, КАКИЕ компенсаторные стратегии использует этот человек, 

А затем видим убеждения и систему отношений, которые сформировались в детстве. 

Работать только с симптомами по сути не имеет смысла, т.к. внутренний конфликт у человека, если с ним ничего не делать, никуда не денется и симптомы будут просто сменять друг друга.

У вас закончатся панические атаки - начнется кишечник. Закончится кишечник - начнется что-то другое.

Таким образом задача терапии что стоит в том, чтобы разрешить внутренний конфликт.

понять, какие поведенческие стратегии вы выбрали, как они сформировались и что нужно сделать для того, чтобы разрешить внутренний конфликт и как реконструировать всю эту систему. 

Нам надо заниматься изучением собственной личности, чтобы понять как вы создали эти задачи, благодаря чему вы их создали. Понять ваши жизненные стратегии.

Понять с какими жизненными обстоятельствами это столкнулось и как эту систему реконструировать. 

Как только разрешается внутренний конфликт симптомы уходят. 

Важно знать следующую вещь:

Ваша система отношений и ваша стратегия никуда не денется, потому что мы не можем поменять наше детство и наше прошлое. Мы можем только понять, как работает эта система и найти в ней слабые механизмы.


Специалист по тревожным расстройствам
автор статьи
117
0
263
606
Комментарии (0)
Отправить
Вам будут интересны статьи
Уведомления
загрузка...
Мы в соц. сетях
Copyright © 2023 v1.0 Копирование материала запрещено.
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить пользователям больше возможностей при посещении сайта.
Мои сообщения
Авторизуйтесь
Выполните вход в свой личный кабинет или пройдите регистрацию.
Пользоватся всеми возможностями сайта, могут только авторизованные пользователи.
Пожаловаться
Если вы нашли ошибку или появилось замечание, отправьте жалобу модераторам.
Отправить
Жалобы обрабатываются в порядке очереди.