Что такое внутренний конфликт и как с ним работать?
Сегодня мы с вами поговорим про внутриличностный конфликт.
К нам приходит клиент с вегетативным напряжением и симптоматикой в виде навязчивых мыслей и навязчивого поведения.
У него имеются телесные вегетативные проявления (начиная с головы заканчивая ногами) - головокружения, ком в горле, нехватка воздуха, тахикардия, кишечник, мочевой пузырь, кожа и т.д.
Также у него имеется эмоциональная симптоматика - страх, тревога, суета, беспокойство.
И также у него есть поведенческие проявления симптоматики - избегание или наоборот излишняя активность или ритуалы (повторение одних и тех же действий для облегчения своего состояния).
Человек на этом этапе ходит по врачам, пытается вылечиться. Он ходит по кругу от кардиолога к неврологу, от невролога его посылают еще по другим врачам. И так человек бегает по кругу от врача к врачу, пытаясь вылечиться.
Человек видит свою проблему только в симптомах и просит специалиста, психолога, психотерапевта их убрать. И вот тогда он думает, что если симптомы убрать, то у него будет все хорошо.
Первое, что нужно понять - у каждого человека есть детство от 0 до 7 лет. В этом детстве путем достаточно сложных взаимоотношений в семье формируется определенное понимание себя (другими словами - формируется личность).
Под личностью мы понимаем систему отношений этой личности к самому себе ( например я глупый или я умный, или я виноват, или я плохой или я хороший).
От 0 до 7 лет в процессе взаимодействия ребенка, матери, отца и членов семьи Формируется понимание сути вещей, где ребенок начинает понимать себя определенным образом - хороший, плохой, умный, глупый. Он формирует некие ценности.
Эти ценности можно охарактеризовать, как задачи. Например, я должна доказать всей семье, что я умнее своей сестры.
Или меня не за что любить, потому что я плохая дочка.
Или меня не за что любить, потому что я плохой сын, я глупый сын.
Дальше у ребенка формируется стратегия поведения. Эта стратегия отвечает на вопрос «как?»
Как я буду решать задачи, которые сформированы в следствие взаимодействия с семьей в базовых элементах психики.
Например, если в базовых элементах психики сформировалось убеждение «я глупый», стратегия будет отвечать на вопрос- как ты будешь реализовывать это убеждение - «я глупый».
И вот здесь у ребенка формируются две компенсаторные стратегические части - одна позитивная ( со знаком плюс), вторая отрицательная (со знаком минус).
Именно здесь формируется основной базис нашего поведения.
1) позитивная компенсаторная стратегия выглядит так - человек будет стараться всем угодить.
Он не будет говорить НЕТ.
Он будет стараться быть хорошим и преданным, он будет за все беспокоиться.
2) И отрицательная компенсаторная стратегия - это избегание.
человек будет избегать ситуаций, в которых он может показаться глупым.
Он будет избегать ситуаций, где он может получить нелюбовь и отвержение.
Здесь возникают некоторые особенности личности.
Кто-то больше избегает, и в будущем это может проявиться в виде симптомов социофобии и агорафобии.
Кто-то приобретает интенсивность, и это больше относится к неврастении или к истерической демонстративности.
Давайте повторим:
Вот у нас созрела личность. У нее есть четкое понимание кто она, благодаря детским отношениям.
Затем формируются жизненные стратегии.
А затем формируется жизнь.
И как только обстоятельства жизни начнут противоречить выбранным стратегиям, которые сформировались в детстве, возникнет огромнейшое напряжение между этой стратегией и жизненными обстоятельствами, которые не решаются. Это и есть внутренний конфликт.
В результате чего формируется защитные механизмы психики под названием СИМПТОМАТИКА НЕВРОЗА, как телесная, так и эмоциональная, так и поведенческая.
Вопрос: для чего формируются защитные механизмы психики?
Они формируются для того, чтобы сместить ваше внимание с нерешаемых жизненных обстоятельств на невротические симптомы. Потому что опасно и страшно видеть то, как в реальности обстоят ваши дела и что на самом деле происходит в вашей жизни.
Как выглядит процесс терапии?
На первом этапе человек приходит с телесными, эмоциональными или поведенческими симптомами. А затем мы плавно начинаем рассматривать все обстоятельства жизни человека.
Затем разбираем, КАКИЕ компенсаторные стратегии использует этот человек,
А затем видим убеждения и систему отношений, которые сформировались в детстве.
Работать только с симптомами по сути не имеет смысла, т.к. внутренний конфликт у человека, если с ним ничего не делать, никуда не денется и симптомы будут просто сменять друг друга.
У вас закончатся панические атаки - начнется кишечник. Закончится кишечник - начнется что-то другое.
Таким образом задача терапии что стоит в том, чтобы разрешить внутренний конфликт.
понять, какие поведенческие стратегии вы выбрали, как они сформировались и что нужно сделать для того, чтобы разрешить внутренний конфликт и как реконструировать всю эту систему.
Нам надо заниматься изучением собственной личности, чтобы понять как вы создали эти задачи, благодаря чему вы их создали. Понять ваши жизненные стратегии.
Понять с какими жизненными обстоятельствами это столкнулось и как эту систему реконструировать.
Как только разрешается внутренний конфликт симптомы уходят.
Важно знать следующую вещь:
Ваша система отношений и ваша стратегия никуда не денется, потому что мы не можем поменять наше детство и наше прошлое. Мы можем только понять, как работает эта система и найти в ней слабые механизмы.