Что такое внутренний конфликт и как с ним работать?

Сегодня мы с вами поговорим про внутриличностный конфликт. 

К нам приходит клиент с вегетативным напряжением и симптоматикой в виде навязчивых мыслей и навязчивого поведения.

У него имеются телесные вегетативные проявления (начиная с головы заканчивая ногами) - головокружения, ком в горле, нехватка воздуха, тахикардия, кишечник, мочевой пузырь, кожа и т.д.

Также у него имеется эмоциональная симптоматика - страх, тревога, суета, беспокойство.

И также у него есть поведенческие проявления симптоматики - избегание или наоборот излишняя активность или ритуалы (повторение одних и тех же действий для облегчения своего состояния). 

Человек на этом этапе ходит по врачам, пытается вылечиться. Он ходит по кругу от кардиолога к неврологу, от невролога его посылают еще по другим врачам. И так человек бегает по кругу от врача к врачу, пытаясь вылечиться. 

Человек видит свою проблему только в симптомах и просит специалиста, психолога, психотерапевта их убрать. И вот тогда он думает, что если симптомы убрать, то у него будет все хорошо. 

Первое, что нужно понять - у каждого человека есть детство от 0 до 7 лет. В этом детстве путем достаточно сложных взаимоотношений в семье формируется определенное понимание себя (другими словами - формируется личность). 

Под личностью мы понимаем систему отношений этой личности к самому себе ( например я глупый или я умный, или я виноват, или я плохой или я хороший).

От 0 до 7 лет в процессе взаимодействия ребенка, матери, отца и членов семьи Формируется понимание сути вещей, где ребенок начинает понимать себя определенным образом - хороший, плохой, умный, глупый. Он формирует некие ценности. 

Эти ценности можно охарактеризовать, как задачи. Например, я должна доказать всей семье, что я умнее своей сестры.

Или меня не за что любить, потому что я плохая дочка.

Или меня не за что любить, потому что я плохой сын, я глупый сын.

Дальше у ребенка формируется стратегия поведения. Эта стратегия отвечает на вопрос «как?»

Как я буду решать задачи, которые сформированы в следствие взаимодействия с семьей в базовых элементах психики. 

Например, если в базовых элементах психики сформировалось убеждение «я глупый», стратегия будет отвечать на вопрос- как ты будешь реализовывать это убеждение - «я глупый».

И вот здесь у ребенка  формируются две компенсаторные стратегические части - одна позитивная ( со знаком плюс), вторая отрицательная (со знаком минус). 

Именно здесь формируется основной базис нашего поведения.

1) позитивная компенсаторная стратегия выглядит так - человек будет стараться всем угодить. 

Он не будет говорить НЕТ.

Он будет стараться быть хорошим и преданным, он будет за все беспокоиться.

2) И отрицательная компенсаторная стратегия - это избегание.

человек будет избегать ситуаций, в которых он может показаться глупым.

Он будет избегать ситуаций, где он может получить нелюбовь и отвержение.

Здесь возникают некоторые особенности личности.

 Кто-то больше избегает, и в будущем это может проявиться в виде симптомов социофобии и агорафобии.

Кто-то приобретает интенсивность, и это больше относится к неврастении или к истерической демонстративности.

Давайте повторим:

Вот у нас созрела личность. У нее есть четкое понимание кто она, благодаря детским отношениям.

Затем формируются жизненные стратегии.

А затем формируется жизнь.

И как только обстоятельства жизни начнут противоречить выбранным стратегиям, которые сформировались в детстве, возникнет огромнейшое напряжение между этой стратегией и жизненными обстоятельствами, которые не решаются. Это и есть внутренний конфликт. 

В результате чего формируется защитные механизмы психики под названием СИМПТОМАТИКА НЕВРОЗА, как телесная, так и эмоциональная, так и поведенческая.

Вопрос: для чего формируются защитные механизмы психики?

Они формируются для того, чтобы сместить ваше внимание с нерешаемых жизненных обстоятельств на невротические симптомы. Потому что опасно и страшно видеть то, как в реальности обстоят ваши дела и что на самом деле происходит в вашей жизни.

Как выглядит процесс терапии? 

На первом этапе человек приходит с телесными, эмоциональными или поведенческими симптомами. А затем мы плавно начинаем рассматривать все обстоятельства жизни человека.

Затем разбираем, КАКИЕ компенсаторные стратегии использует этот человек, 

А затем видим убеждения и систему отношений, которые сформировались в детстве. 

Работать только с симптомами по сути не имеет смысла, т.к. внутренний конфликт у человека, если с ним ничего не делать, никуда не денется и симптомы будут просто сменять друг друга.

У вас закончатся панические атаки - начнется кишечник. Закончится кишечник - начнется что-то другое.

Таким образом задача терапии что стоит в том, чтобы разрешить внутренний конфликт.

понять, какие поведенческие стратегии вы выбрали, как они сформировались и что нужно сделать для того, чтобы разрешить внутренний конфликт и как реконструировать всю эту систему. 

Нам надо заниматься изучением собственной личности, чтобы понять как вы создали эти задачи, благодаря чему вы их создали. Понять ваши жизненные стратегии.

Понять с какими жизненными обстоятельствами это столкнулось и как эту систему реконструировать. 

Как только разрешается внутренний конфликт симптомы уходят. 

Важно знать следующую вещь:

Ваша система отношений и ваша стратегия никуда не денется, потому что мы не можем поменять наше детство и наше прошлое. Мы можем только понять, как работает эта система и найти в ней слабые механизмы.


Специалист по тревожным расстройствам
автор статьи
121
0
269
654
Комментарии (0)
Отправить
Вам будут интересны статьи
Сейчас на сайте
Подгородова Юлия
Неврозы, панические атаки, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, ипохондрия, астения
Анастасия Боровинская
панические атаки, неврозы, ВСД, фобии, ипохондрия, неврастения, ОКР, социофобия, тревога, навязчивые мысли, депрессия
Шафигуллин Мурад
Тревожные расстройства (генерализованное тревожное расстройство, неврастения, дисфункция вегетативной НС, фобии, ипохондрия, паническое расстройство, ПА, навязчивости). Сложности в сферах жизни (социум, семья, работа, межполовое взаимодействие)
Рубцова Светлана Геннадьевна
Панические атаки, агорафобия, кардиофобия, тревога, депрессия, неуверенность в себе, астения, ипохондрия, навязчивые мысли
Лика Науменко
Панические атаки, Агорафобия, ВСД, Тревога, Ипохондрия, Кардиофобия, ОКР
Солодкая Мария Александровна
Панические атаки, ВСД, навязчивые мысли, тревога, агрессия, ОКР, самооценка, созависимость, отношения: измены, развод, сложные расставания, проблема принятия решений, работа с повторяющимся сценарием жизни
Уведомления
загрузка...
Мы в соц. сетях
Copyright © 2023-2025 v1.2 Копирование материала запрещено.
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить пользователям больше возможностей при посещении сайта.
Мои сообщения
Авторизуйтесь
Выполните вход в свой личный кабинет или пройдите регистрацию.
Пользоватся всеми возможностями сайта, могут только авторизованные пользователи.
Пожаловаться
Если вы нашли ошибку или появилось замечание, отправьте жалобу модераторам.
Отправить
Жалобы обрабатываются в порядке очереди.