Как мы сами создаем себе проблемы, искажая реальную картину.

Мне показалось уместным объединить два этих понятия (самосбывающееся пророчество и проективная идентификация)
- одно как механизм действия, другой как механизм психологической защиты.

Самосбывающееся пророчество - это когда мы формируем некое убеждение, потом что-то делаем, и в результате получается так, как мы ожидали. И мы подкрепляем убеждение. 

Пример:

Перед экзаменом человек думает: «я не сдам, у меня не получится». Тревога в связи с этим нарастает и нарастает, у него не получается ничего запомнить, он просто мечется по квартире в ожидании провала. В итоге он не сдает и говорит: «я так и знал. Я ни на что не способен». 

Или

Девушка говорит: «нельзя расслабляться, в отношениях нельзя быть слабой, просить помощи, я должна сама со всем справляться, потому что ни на кого полагаться нельзя. Мужчина сегодня есть, завтра нет, а я у себя всегда» (хотя она уже подустала и ей хотелось бы выдохнуть + есть человек, который готов помогать). 

Она ничего не дает ему решать, отказывается от помощи, всё тянет (и с себя все жилы уже вытянула). 

При этом раздражается, что он не включается.

В итоге мужчина уходит от нее, устав быть придатком сильной и независимой, и она говорит: «вот я так и знала, ведь права же - ни на кого нельзя положиться».

Третий пример:

Мама на какие-то попытки самостоятельности ребенка говорит: «вечно у тебя всё через одно место», про себя думая: «как он сам то будет, вообще ничего сделать не может нормально». 

В итоге, через время, этот ребенок, начиная что-то пробовать, волнуется так, что всё из рук валится. 

Мама это видит и каждый раз убеждается, что он несамостоятельный и ничего у него не выходит. Продолжает делать за него и, взрослея, человек приобретает выученную беспомощность. 

*от большой любви и заботы

Вот таким образом, человек подтверждает и подтверждает свою идею, не замечая, как сам вносит значительную лепту в то, чтобы не приходить к другому результату. 

Если узнали себя, то Вам хороший повод задуматься:

«а может это Я мешаю себе получить другой опыт?». 

🔸С экзаменом сказать себе: «я сделаю всё, что от меня зависит, подготовлюсь, а дальше как получится. В крайнем случае пересдам. Так бывает». 

🔸Девушке независимой снизить контроль и что-то делегировать, разрешить людям себе помогать, разрешить себе уставать и нуждаться в помощи! И может оказаться так, что люди не подводят. Но она даже не давала себе шанса это узнать. 

🔸Маме - поддерживать ребенка и помогать, но давать возможность пробовать и ошибаться. Иначе из любви можно вырастить беспомощного взрослого ребенка.

Проективная идентификация - это примитивный защитный механизм, больше свойственный людям с пограничным уровнем функционирования психики. 

Как это выглядит:

Человек чувствует агрессивные импульсы в отношении людей, но они неприемлемы для него, поэтому он перемещает их в других и искренне убежден в том, что это ЛЮДИ К НЕМУ НАСТРОЕНЫ АГРЕССИВНО. 

И человек начинает себя вести напористо, огрызаться, подкалывать, вынуждая людей на эту агрессию в свой адрес, убеждаясь в том, что он не ошибся. 

*Картина мира должна всё время подтверждаться, чтобы было возможно на нее опираться и дальше. 

И так человек может долго верить в то, что все против него и жить, вести себя согласно этому убеждению. 

Избегать людей, быть все время в напряжении, чтобы отражать «угрозу», иметь сложности в отношениях (если они будут), и страдать от всего этого. 

Страдать до того момента, пока он не увидит, что эта агрессия принадлежит ему. 

Формируется этот механизм защиты в детском возрасте, когда агрессивные импульсы в сторону значимого взрослого были неприемлемы, блокировались, и тогда психике было проще поместить этот импульс в родителя, чтобы не посчитать «плохим» себя. 

«Это мама плохая, а не я». 

Вырастая, мы формируем более зрелые защиты, но если условий не хватило, то остаются примитивные. 

Встречается этот механизм чаще, чем нам хотелось бы) 

И он искажает реальность, от чего человеку многое из важного становится недоступным - дружба, любовь, нормальные открытые отношения с людьми, свободное ощущение себя во взаимодействии. 

И здесь важно заметить эту агрессию и признать! 

«На что я злюсь? Что вызывает во мне агрессию?».

И, скорее всего, там откроется страх. 

Страх, что от меня откажутся.

Не примут.

Что я буду безразличен и отвергнут.

Что со мной что-то не так. 

Что я уязвим и зависим от людей. 

Что я нуждаюсь в людях и в отношениях с ними. 

И вот с этими страхами уже и работать, в первую очередь, допуская, что я могу быть «плохим». А мы все бываем иногда «плохими», а потом «хорошими». 

Допускать, что я могу открыться, но не подойти, быть обманутым, отвергнутым. Но не потому, что со мной что-то не так и ИМЕННО от меня СНОВА отвернулись, а потому что это жизнь и так бывает. 

Допускать, что в уязвимости нет слабости. 

_______________

Проективная идентификация может задействовать не только агрессию, но и другие мысли, чувства и желания, проецируя их на другого человека.

Сексуальные импульсы, страх отвержения (сам ведет себя холодно, отстраненно, вынуждая дистанцироваться от него). 

___________

Понаблюдайте за собой и за тем, как Вы считываете внешние сигналы. 

Ибо может получиться так, что Вы сами себя страдаете))

НАУЧИТЕСЬ ОТСТРАНЯТЬСЯ⬇️

Чтобы замечать, где Вы можете искажать реальность, встаньте в позицию наблюдателя. 

Даже если Вы уже восприняли и  отреагировали привычным образом, вспомните, как всё было, и проанализируйте ситуацию.

✅Попробуйте выполнить такое упражнение: представьте, что Вы покидаете свое тело, парите над ним и поднимаетесь выше, пока не посмотрите вниз на себя, мир и людей вокруг Вас. 

Вы наблюдатель, не вовлеченный в ситуацию. 

Как наблюдатель, вы не злитесь и не вовлекаетесь в ситуации эмоционально.

Вы просто наблюдаете за происходящим без осуждения, критики и оценок.

Это упражнение может помочь Вам отвлечься и взглянуть на вещи с другой точки зрения.

✅Если с воображением не очень, то можно попробовать другое упражнение⤵️

Хорошо работает дистанцирование от чувств.

➡️Вместо «Я тревожусь» скажите - «Я чувствую тревогу».

➡️Вместо «Я в ярости» -

«Я чувствую злость».

➡️Вместо «Я обижен/а» - 

«Я чувствую обиду». 

➡️Вместо «Я разочарован/а» -

«Я чувствую разочарование».

Очень простая формулировка, которая помогает ЗАМЕТИТЬ И ПРИЗНАТЬ чувство, но не провалиться в него.

_________________

Мой тг-канал - https://t.me/zoyalala_psy

Специалист по тревожно-фобическим расстройствам, клинический психолог
автор статьи
6
0
0
16
Комментарии (0)
Отправить
Вам будут интересны статьи
Уведомления
загрузка...
Мы в соц. сетях
Copyright © 2023-2025 v1.2 Копирование материала запрещено.
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить пользователям больше возможностей при посещении сайта.
Мои сообщения
Авторизуйтесь
Выполните вход в свой личный кабинет или пройдите регистрацию.
Пользоватся всеми возможностями сайта, могут только авторизованные пользователи.
Пожаловаться
Если вы нашли ошибку или появилось замечание, отправьте жалобу модераторам.
Отправить
Жалобы обрабатываются в порядке очереди.