Реальная история панических атак и выгорания

Привет, друзья! 🌟 Давайте быстро разберём, как эффективно использовать связку Когнитивно-поеденческой психотерапии и Личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии для терапии клиента на примере кейса.

🆘 «Я боюсь умереть прямо на кафедре»: реальная история панических атак и выгорания, взятая из интернета.

Клиент

34 года, доцент гуманитарного факультета, 10 лет работала на максимальной нагрузке: по 4 лекции в день, бесконечные проверки курсовых, конференции каждый месяц.

“Каждое утро я просыпалась с комом в горле. Сердце сразу уносилось в галоп, руки немели, а голова крутилась, будто кто-то резко выкрутил звук до максимума. Я преподаватель, должна держать лицо — но внутри всё рушилось.”

🚩 Как нарастала буря

1. Первая трещина — хроническая усталость

  • “Надо просто выспаться”, — думала она, пропуская выходные и ночуя с ноутбуком.
  • К вечеру глаза щипали, мысли расходились по стенам, а кофе перестал помогать.

2. Тревожный фон

  • Год спустя появилась беспричинная дрожь.
  • В метро — ощущение, что воздух густой, как кисель.
  • Мысли крутились по кругу: "А если я опозорюсь перед студентами?"

3. Пик: панические атаки

  • Первая случилась в переполненном поезде: тахикардия до 160 уд/мин, липкий пот, острая уверенность — “это инфаркт”.
  • С тех пор приступы стали ежедневными: иногда перед парой, иногда ночью в полусне.

4. Эмоциональное выгорание

  • Слова стирались с языка прямо во время лекции.
  • Любимая работа превратилась в циничное "отбывание номера»"
  • Всё чаще ловила себя на мысли: "Неужели я так и сгорю, пока имитирую деятель­ность?"

5. Физические сигналы

  • Давящая боль в груди, спазмы в животе без очевидной причины.
  • Бессонница: засыпала под подкаст о здоровом сне в три ночи, подскакивала в пять.
  • Постоянная ломота в спине и шее, будто по ней прошёлся каток.

С самого начала "избавляем" клиента от панических атак с помощью техник из когнитивно-поведенческой психотерапии

1️⃣ Психообразование панических атак: понимаем, что с нами

Паническая атака ≠ инфаркт, пик атаки длится менее 10 мин

Запускается цикл: триггер → катастрофическая мысль → всплеск адреналина → ещё больше страха

2️⃣ Готовим базу (1-я неделя)

🧩 Психообразование – разбираем физиологию тревоги

📝 Дневник паники – фиксируем когда, где, о чём подумала, что сделала

🌬 Экстренные костыли – 4-6 дыхание, скан тела (только на старте, не как ритуал!)

3️⃣ Ломаем катастрофу (2-4-я недели)

Читаем мысли вслух – Сейчас упаду / осрамлюсь

Диспут – Сколько раз это реально случилось? (спойлер: 0)

Переобучаем перфекционизм – делаем лекцию на 70 % и смотрим, что мир всё ещё стоит

4️⃣ Экспозиции – ядро метода (4-8-я недели)

Тахикардия - 2 мин бег на месте, затем сидим, наблюдаем пульс

Головокружение 60 сек - крутимся на стуле

Страх потерять голос - читаем текст без вдоха

Правила экспозиции: не использовать волшебную воду и валидол, остаёмся в дискомфорте на максимально возможный срок

5️⃣ Режем избегания

Остаёмся в аудитории при симптомах, ставим таймер 3 мин

Носим аптечку всё дальше в сумке, потом — оставляем дома

В расписании 3 микропаузы-"пит-стопа»"по 10 мин каждый день

6️⃣ План анти-рецидив

🚑 Атака прорвалась – отмечаем "ну и что?", проживаем, не избегаем

📊 Финиш-цели (10-12 неделя)

Жизнь без «скорой» таблетки в кармане

Лайфхаки от терапевта

💡 Первые экспозиции хуже, чем обычный день – это нормально

💡 Перфекционизм будет шептать "делай задание идеально" – отвечаем: "70 % достаточно"

💡 Кофеин и алкоголь – усилители тахикардии, урежаем хотя бы на время протокола

Далее, после избавления от панических атак, идем в глубь личности и делаем концептуализацию случая в логике личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии (ЛОРПт)

1. Социально-средовой запрос

Престижная академическая среда ценит перфекционизм, самоотдачу и публичную безошибочность. Эти нормы клиентка впитала как обязательные, что усилило зависимость самооценки от профессионального успеха.

2. Ситуация заболевания

Когда энергетические ресурсы истощились, возник кризис роли: преподаватель-«идеал» больше не мог функционировать без сбоев. Появление панических атак стало «катастрофой», угрожающей главному для неё основанию ценности — роли идеального профессионала.

3. Переживание болезни

  • Болезнь воспринимается как внешний враг, лишающий контроля.
  • Доминирует страх публичного «провала» и смерти «на кафедре» — угроза для самоидентичности и социального статуса.
  • Ресентимент к собственному телу: «подвело», «предало» в самый ответственный момент.

4. Ведущий внутриличностный конфликт

«Я обязана быть идеальной и сильной» ⇄ "Я физически и эмоционально истощена"

Столкновние двух несовместимых установок порождает постоянный аффективный перегруз и запускает цикл тревоги → паника → дальнейшее истощение.

5. Патогенное звено («патологическое отношение»)

Сверхценное отношение к деятельности — ключевая диспропорция системы отношений. Оно подпитывает:

  • отказ от отдыха («работа важнее потребностей»);
  • перманентное чувство угрозы репутации;
  • соматизацию тревоги при первых признаках неидеальности.

6. Психологические защиты

  • Рационализация — объясняет переработки «объективной» необходимостью.
  • Изоляция аффекта — разделяет чувство страха и его телесное проявление, что облегчает внезапность паник‐атак.
  • Сверхконтроль — попытка подавить тревогу усилием воли, что истощает ещё сильнее.

7. Симптомокомплекс как «сигнальная лампочка»

Панические атаки выполняют функцию экстренного тормоза: организм насильственно останавливает деятельность, когда привычный самоконтроль уже не справляется.

8. Целевые зоны реконструкции

  • Реформирование отношения к себе: переход от ценности «быть идеальной» к ценности «быть живой и устойчивой».
  • Смещение фокуса с внешнего одобрения на личные смыслы и границы.
  • Интеграция тела в образ «Я» как партнёра, а не помехи.
  • Дифференциация ролей (профессионал / частная личность) и возврат права на отдых.

Итоговая концепция:

Кризис возник не просто из-за нагрузки, а из-за деформированной системы отношений, где работа стала условием существования «Я».

Задача ЛОРП — переорганизовать личность вокруг более гибкого, самоодобрительного ядра, чтобы симптом («паника») утратил необходимость быть единственным способом защитить психику от самоуничтожения.


Тревожно-фобические и невротические расстройства
автор статьи
15
0
20
66
Комментарии (0)
Отправить
Вам будут интересны статьи
Уведомления
загрузка...
Мы в соц. сетях
Copyright © 2023 v1.0 Копирование материала запрещено.
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить пользователям больше возможностей при посещении сайта.
Мои сообщения
Авторизуйтесь
Выполните вход в свой личный кабинет или пройдите регистрацию.
Пользоватся всеми возможностями сайта, могут только авторизованные пользователи.
Пожаловаться
Если вы нашли ошибку или появилось замечание, отправьте жалобу модераторам.
Отправить
Жалобы обрабатываются в порядке очереди.