СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ. ЧАСТЬ 2.
Откуда берется социальная фобия?
Конечно же, из глубин эволюционной истории человечества. В примитивном окружении умение избегать нападений со стороны других людей помогало выжить. Нередко в доисторическом окружении выживали те, кто мог воздержаться от соперничества с более агрессивными или доминантными людьми. Возникла традиция демонстрировать мирные намерения, появившись на чужой территории: приносить дары, опускать голову, кланяться, приветствуя другого человека, чтобы оказаться ниже его.
Такое поведение отражено в каждой культурной традиции. Входя в чужой дом, представители всех народов соблюдают схожие обычаи. Мы пожимаем друг другу руки при знакомстве, сигнализируя о добрых намерениях.
Даже когда нам приходится конфликтовать, мы стремимся быть вежливыми. За этим могут скрываться разные мотивы, но один присутствует всегда: наше внутреннее стремление уживаться с другими - чтобы выжить.
У людей, страдающих от социальной фобии, такое поведение выходит за рамки адаптивного. Они не чувствуют себя в безопасности, как бы почтительно они не держались. Они постоянно боятся, что их будут критиковать (атаковать) другие.
Люди, страдающие от социальной фобии, чаще растут в семьях, в которых постоянно ощущается напряжение. Родители, которые сами подвержены социальной тревожности, нередко мешают детям взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Такие родители чаще склонны к жесткой критике и контролю, меньше поддерживают своих детей. Стеснительность своего ребенка они чаще воспринимают , как аномалию личности, а не как естественную реакцию ребенка на стрессовые ситуации.
Они говорят ребенку «Почему ты так нервничаешь? Почему боишься разговаривать с другими людьми?» вместо «Не переживай, все тревожатся перед выступлениями». После этого дети часто начинают осуждать себя за робость. Когда «правильное» стеснительное поведение связывается с виной или стыдом («Что с тобой не так?») или внимание ребенка постоянно фокусируется на внимании других («Что подумают люди?») - это может сильно повлиять на его психику, парализуя социальную активность.