Связь эмоционального интеллекта и философии стоицизма
Если принять расширенное определение интеллекта, то следует
признать, что эмоции очень сильно влияют на качество жизни человека.
Эмоциональный интеллект очень важен в психической деятельности
человека.
Мы слишком переоцениваем значимость исключительно когнитивных
способностей — тех, что измеряют IQ, но интеллект бессилен, когда
эмоции берут верх.
Эмоциональный интеллект — это способность понимать чужие и свои
собственные эмоции, правильно управлять их выражением, определять
мотивацию и намерения других людей.
Что входит в эмоциональный интеллект? Прежде всего способность
личности к осознанию своих эмоций и управлению ими: самосознание и
самоконтроль.
Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким IQ терпят
неудачу, а обладатели , относительно, скромного IQ, оказываются ,как ни
странно, успешными. Я думаю, что причина чаще всего в
эмоциональном интеллекте, который включает в себя также
инициативность, настойчивость, а также способность к самомотивации .
Всем этим навыкам можно и нужно учиться, подарив себе тем самым
возможность эффективно распорядиться интеллектуальным
потенциалом, который нам достался генетически (IQ) .
Своими эмоциями нужно уметь управлять.
Данный философский принцип подходит под стандарты когнитивно-
поведенческой психотерапии.
Аарон Темкин Бек — американский психотерапевт, создатель КПТ не
скрывал, что КПТ основана на стоической концепции.
Стоицизм — это определенная ментальная концепция , которая
позволяет перестроить модель мира или модель восприятия человека.
Это некая программа, «операционная» система ,которую можно
«установить» себе для того, чтобы в какой-то степени быть стоиком.
Стоицизм — искусство оставаться спокойным в любой ситуации.
Базовое качество стоиков - это умение жить в радости.
Альберт Эллис – американский психолог и когнитивный психотерапевт,
заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода.
В юности он так же интересовался трудами стоиков. В своей
психологической практике Эллис цитировал изречения Эпиктета
пациентам, в соответствии с которыми человека волнуют не сами вещи,
а собственное мнение о них.
Эпиктет сказал: «Главная задача в жизни- определить то, что ты можешь
изменить и то, что ты изменить не можешь».
Есть одна практика, которая мне максимально нравится, где она в очень
существенной степени выражает дух стоицизма.
Стоики говорят про следующее, что в большинстве случаев, обычный
человек реагирует на все подряд в два шага.
Есть некое восприятие , органы чувств что-то «принесли» и дальше мы
себя обнаруживаем в некой реакции.
Стоики говорят, что между двумя этими шагами есть еще два шага —
согласие или несогласие , дальше шаг импульс и только потом есть шаг
действие.
Стоик тренирует себя в том, чтобы успеть эту «частичку «разума ,
которой он наделен
« разместить» между этими двумя шагами, как бы « вставиться».
Здесь важна практика: это взять паузу, вырваться из контекста
привычных суждений и интерпретаций. Как минимум, ставить под
сомнения все то, что «прилетает» к твоему мозгу сразу. В нашей власти
это выбор реакции.Это давать или не давать согласие на интерпретацию, автоматическигенерируемой нашим мозгом.
Я думаю, что к стоицизму приходят люди у которых возникает некая
потребность в осмыслении жизни, в обретении большей устойчивости.