Фобия стоматологических манипуляций.
Почему мы боимся стоматолога? Срок годности зубов у человека в 21 веке, к сожалению, значительно меньше срока его жизни. С зубной же болью или без зубов ходить не очень комфортно и не совсем эстетично. Поэтому каждый в своей жизни рано или поздно сталкивается с походом в стоматологическую клинику. У каждого из нас это сопровождается тревогой в той или иной степени. Некоторые же "счастливчики" испытывают острый страх. Этот страх может иметь базу в виде травматического опыта или такой опыт может вовсе отсутствовать. Откуда же тогда берётся страх? Нормально ли его испытывать и как победить? Сначала разберём причину тревоги и страха перед стоматологическими манипуляциями. Самая первая длительная боль, которую испытывает малыш - боль, когда "режутся зубки". Мама никак не может ускорить этот процесс и не всегда успевает дать обезболивающее - ведь ребёнок ещё не может сказать почему плачет. Следующий этап - выпадение молочных зубов. Мы уже можем сказать, пожаловаться - но обезболивающее тут уже не помогает, зубик просто надо удалить. А удалять страшно - мы отрываем часть себя, это больно, появляется кровь как при настоящей травме. При чем эту травму мы почему-то должны нанести себе сами и это неизбежно. В цепочке "зубы-боль-беспомощность" добавляется звено "травма". Копнем ещё чуть глубже, чтобы понять какой значимостью наш мозг наделяет всё, что связано с зубами. Что ещё придаёт драматичности процессу стоматологического лечения? Зубы находятся во рту, который мы можем открывать или нет по своему усмотрению. Это наше личное пространство - внутренний мир. И вдруг мы позволяем в него вторгаться против собственного желания, а в детстве - и против воли. То есть стоматолог - это фактически насильник, который разносит наши границы, осуществляет дискомфортные травматические манипуляции, но после этого нам должно стать лучше. Всё верно. Но достаточная ли мотивация - потом будет лучше? Дети вообще не осознают в полной мере слово "потом", у них всё - сейчас. Поэтому и ощущение, что нарушение границ и боль будет бесконечно, а потом как-будто и не наступит. Ну вспомните: часто ли вы в детстве думали о том, что будет после возвращения от стоматолога, а если и думали - утешало ли это? А теперь задумаемся: как мы сейчас думаем о том, что будет после тяжёлого жизненного испытания? Мы пытаемся об этом думать, но этот момент как-будто дистанцирован от нас. То есть как в детском, так и во взрослом возрасте, сталкиваясь со стрессом - мы остаёмся наедине с ним, а остальная часть реальности становится нечёткой и размытой. Этот здоровый механизм фокусировки на стрессе запускается для того, чтобы человек был способен на качественную стресс-реакцию. Таким образом, стоматологический процесс на бессознательном уровне направлен на выживание и сверх значим, поэтому требует фокусировки. Его неизбежность рождает сложные противоречивые чувства протеста и смирения. Пассивная позиция, в свою очередь, создаёт поле для мыслей "а вдруг" - ведь от нас как-будто ничего не зависит, мы теряем контроль и становимся беспомощными. От процесса мы ожидаем нарушение границ и боль - это наш эмоциональный детский опыт, подпитанный опытом поколений. Врач олицетворяет родительскую фигуру, которая сильнее нас, может руководить нами, вводя требования и наказания, которые мы должны вытерпеть. Вот такая мыслительная окрошка замешивается в нашем бессознательном перед походом к стоматологу. И она есть абсолютно у всех в той или иной форме. С причинами тревоги вроде разобрались. Давай теперь поподробнее о наших эмоциях.. В зависимости от степени базовой тревожности, мнительности и нашего опыта - мы в той или иной степени подвержены разрастанию тревоги до более тяжёлых чувств. Нас может захлестнуть страх перед беспомощностью и отчаянье перед неизбежностью; гнев на несвоевременность проблемы и на окружающих, препятствующих нам или способствующих такому развитию событий. Радость же от последующего исцеления дистанцирована и иллюзорна. Одна история посещения стоматологической клиники. Причины тревоги, многообразие мыслей и эмоций пациента стоматологической клиники разобрали в предыдущих двух частях. И вот мы полуживые и бледные доползаем до клиники и дрожащим голосом называем имя врача на рецепции, дрожащей рукой ставим подпись на договоре. Нам стыдно перед другими уверенными людьми, которые мирно сидят рядом. Обдумав ситуацию, мы приходим к мысли, что мы ещё пока не настоящие герои и собираемся тихо ретироваться. Но тут выходит ассистент врача и приглашает в кабинет. Приплыли - деваться некуда. Дальше нам вкалывают анестезию и мы начинаем прислушиваться к ощущениям. Сердце ёкнуло, головокружение, дурнота - мы уже близки к панике... На самом же деле это действие адреналина, который входит в состав анестезии и провоцирует вегетативные "приходы", к которым особенно чувствительны тревожники. Но мы-то не знаем ничего об адреналине и воспринимаем своё состояние как начало героического умирания. Мозг в тревоге может сыграть с нами и ментальные шутки: а вдруг я непроизвольно сделаю то, что нельзя - наврежу себе, окружающим или процессу. Вариаций таких фантазий слишком много - не буду их перечислять, уважая чувства впечатлительных тревожников. В процессе манипуляций нам может стать чуть легче - ведь мы сконцентрированы на процессе лечения, а не на своих мыслях, эмоциях или ощущениях. Почему же вегетатика снижается в самый сложный момент? Потому что мы отыгрываем реальную стресс-реакцию: мы справляемся с процессом лечения, боремся за выживание. Вегетатика и запускается именно для этого. Она даёт ресурс на борьбу - учащённое сердцебиение и дыхание при болевых и дискомфортных ощущениях вполне уместны. Вот мы и не ощущаем вегетативные симптомы - они соответствуют ситуации. Ну и наконец процедура заканчивается. И, о чудо - мы выжили! Мы выходим героями-победителями. Однако, на этом наш подвиг не всегда заканчивается. Если речь идёт о хирургическом вмешательстве, а у нас повышенное вегетативное давление - будут проблемы со свертываемостью крови. В этом случае - врач может предложить таблетку для снижения давления. Принимать подобную "помощь" не советую. Ведь когда мы успокаиваемся - давление снижается без посторонней помощи. Если же в этот момент подключится воздействие препарата - оно может достичь слишком низких значений. Резкие же скачки давления вредны для организма. Поэтому сначала лучше принять успокоительное. Если после успокоения давление не снижается - можно переходить к приёму препаратов. Личность врача (стоматолога) Поговорив о причинах тревоги, мыслях, эмоциях, телесных проявлениях в процессе стоматологической помощи - отдельно хочется коснуться личности стоматолога. Размышления о личности стоматолога, кстати, подходят к врачу любой специализации. Как мы уже выяснили, врач для нас - родительская фигура, которая в благих целях нарушает наши границы и создаёт физический дискомфорт. Даже если этот дискомфорт не содержит боли - мы её подразумеваем, исходя из своего эмоционального опыта и коллективного бессознательного, говоря словами психоаналитика Карла Юнга. Какими же функциями должна обладать родительская фигура? Структурирование - это введение нас в определённые правила игры: нравится нам или нет, но надо подчиняться определённым требованиям. Вводя пациента в структуру терапии, врач должен учитывать и его эмоциональные реакции. Это уже функция заботы о пациенте, то есть внимание к эмоциям и чувствам человека. Структура терапии должна быть относительно гибкой: в необходимых случаях нужна непреклонность, а в каких-то случаях допускается гибкость в ответ на потребность пациента. Внимание же к эмоциональной реакции пациента на процесс лечения нужно абсолютно всегда! Вот с таким структурирующим и заботливым стоматологом пациент не провалится в невротическую симптоматику. Возвращаясь к психоаналитической терминологии: если стоматолог - достаточно хороший родитель, то ребенку-пациенту комфортно. В противном случае возникает Стокгольмский синдром: я не понимаю происходящее, мне плохо, страшно, меня не слышат, мои желания и эмоции не учитываются - но надо потерпеть для моего же блага. Возникает амбивалентное отношение к врачу - он страшен, но, как-будто, только он может помочь. Эта ситуация совсем не безопасна. Она создаёт как минимум - тревожно-фобические состояния, а как максимум - первичную травму или ретравматизацию. Экспозиция - победим свой страх. Что же делать, если нам когда-то не повезло и личность стоматолога заставила желать лучшего? Как справиться со страхом или сформированной фобией? Это касается любой фобии. Иди на свой страх и победишь его - это девиз поведенческой терапии страхов, фобий и панических атак. Что же значит правильное проведение экспозиций? Во-первых, для контакта с объектом страха необходимо создать безопасные условия и исключить страховки. Если ситуация безопасна - страховка не нужна: не нужны таблетки, тонометры, помощь друга и телефон для экстренной помощи. Страхуясь мы опровергаем безопасность процесса. А пытаться перестать бояться опасного - затея бесполезная. Во-вторых, не терпеть и не ожидать окончания контакта с триггером. Терпение лишь усилит напряжённость момента и на нейронном уровне закрепит страх. В третьих, необходима периодичность и повторяемость техники. При чем необходимое количество и периодичность подходов - субъективны и индивидуальны. Они должны сформировать новый рефлекс, новую нейронную цепочку мозга, которая будет крепче предыдущей. А следовательно, речь идёт не об одном, двух или трёх повторениях с большим интервалом. Речь идёт о регулярном повторении в течение двух недель, как минимум. Правильное и уместное проведение экспозиции не может не дать положительный результат. Вернёмся к фобии стоматологических процедур. Фобия - это избегание триггера, избегание лечения зубов . В первую очередь надо понять, что избегание придётся прекратить и пойти на свой страх. Физическую безопасность гарантирует клиника. Но о психической безопасности наши врачи не слышали, а если и слышали - вряд ли серьёзно отнеслись к этой обязанности. Следовательно, наш психологический комфорт - только в наших руках. Что нужно сделать, чтоб обеспечить себе физический и психологический комфорт? Выбрать не только медицинское учреждение, но и врача. При выборе стоматологии надо оценить срок работы заведения, технику и материалы, компетенцию и клиент ориентированность врачей и персонала. При выборе врача - учитываем отзывы и свою личную симпатию. Да-да, наша эмоциональная реакция на специалиста не менее важна, чем рейтинг, отзывы других людей и иная рациональная информация. Позаботьтесь о себе и своем психологическом комфорте, даже если он не соответствует рациональным объяснениям! Ведь именно психологический комфорт даёт нам дополнительный ресурс для толерантности к дискомфорту, для переключения фокуса внимания на положительные аспекты и общей благоприятной оценки процесса лечения. Алгоритм преодоления фобии стоматологии (применимо к иным профильным врачам). Выбрав клинику и специалиста, мы идём на первую консультацию. В первую очередь, важно узнать о процессе лечения ровно столько, сколько необходимо. Не должно остаться почвы для тревоги из-за неизвестности. Также важно высказать все свои переживания, опасения и получить ответ на них. Вот уже и нет беспомощности: мы не идём "туда-не-знаю-куда" и не полагаемся на волю врача-убийцы. Мы идём в достойную клинику к хорошему специалисту, который нам симпатичен. При этом мы понимаем процесс терапии и свои права, включая право на отказ в любой момент. Хотелось бы на этой оптимистической ноте остановиться, но это будет не полная правда. Нас ждёт ещё один подводный камень - человеческий фактор врача, который мог скрываться за понравившимся нам образом. Да-да, к сожалению, бывают неожиданные перевоплощения к которым мы должны быть готовы. Боязнь стоматологических манипуляций исторически обусловлена и нормальна, но она не должна перерасти ни в фобию, ни в травматический опыт с рецидивами ретравматизации. Если такое уже случилось - используем метод экспозиции, не забывая о психологической безопасности. Мой telegram канал: t.me/psy_Winner_V Запись на консультацию в личных сообщениях в telegram: @psy_Winner_Vera |