Насколько научна психология?
Вот уж поистине открывающая тема любого психоликбеза. В конце концов, от ответа на этот вопрос зависит куда более важный: можно ли психологии и психотерапии доверять?
На этот вопрос вы можете ответить для себя сами, а я тем временем расскажу о взгляде на надёжность психологии и терапии изнутри.
Психология — не точная и относительно молодая наука. Ей сложно конкурировать с математикой или физикой в предсказуемости и воспроизводимости результатов. У неё действительно есть свои слабые места: множество теорий и гипотез, путаница между научным и лженаучным знанием, неполное соответствие всем критериям классической науки, а также понимание того, что даже уже изученное не является исчерпывающим.
Но важно честно сказать: эти же ограничения есть и у других областей знания — медицины, истории, социологии. Наличие сложного объекта исследования и неопределённости не делает область автоматически «ненадёжной» или «шарлатанской».
Куда важнее другое.
Психология стремится к научному знанию, во многом соответствует критериям доказательности и постоянно уточняет собственные выводы. Теории и гипотезы внутри самой науки перепроверяются, критикуются и, при необходимости, пересматриваются или отвергаются. То же самое относится и к психотерапии как к практическому применению психологии.
Доказательность сама по себе — штука несовершенная. Но если не выдерживать это несовершенство и полностью отказаться от психологии и терапии, остаются не самые завидные альтернативы: либо полностью избегать анализа и осмысления, либо обращаться к «волшебным решениям», где обещают быстрый эффект и гарантированное избавление от проблем без особых усилий.
Проблемы при этом никуда не исчезают, а ясности от бытовой психологии, как правило, не прибавляется. Более того, последствия отказа от хоть какой-то структурированной помощи и информации иногда оказываются куда более плачевными, чем сами сомнения.
И тогда получается следующее: отвергая несовершенную, но развивающуюся систему знаний, мы добровольно отказываемся и от того, что уже сегодня может улучшать качество жизни людей. При этом всё неподтверждённое специалисты и так не считают аксиомой и не стремятся строить на этом свою практику.
Итак, психология молода, не точна, не совершенна и развивается. Становится ли психология от этого хорошей или плохой? Скорее, реалистичной. И вот с этим уже можно иметь дело. Например, формировать те самые критерии ориентирования и взрослой позиции по отношению к внешней информации.
В следующий раз, когда вы услышите фразу «психология — фигня», вы уже сможете задать себе вопрос: для чего вам это говорят? Чтобы вы тоже «не совались», потому что у кого-то не получилось? Или чтобы вы купили что-то другое вместо психологии?
Чужие ошибки в ожиданиях и применении не делают психотерапию плохой. Они лишь напоминают о том, что психология — это инструмент, а не вера. И пользоваться им имеет смысл осознанно.






Мои сообщения
