Невротические симптомы: тяжелая ноша или удобное оправдание?
С неприятными симптомами встречаются все люди, которые познакомились с неврозом. Именно с ними они приходят к специалисту, чтобы он помог справиться с различными состояниями: вегетативными реакциями на необоснованный, надуманный страх, ипохондрией, кардио- или агорафобией как проявлением тревожных расстройств и пр. Причем, не осознавая поначалу, с чем связаны эти симптомы, люди с ними начинают бороться, чем провоцируют их усиление. А далее: "Сделайте с ними что -нибудь, уберите это немедленно!"
Но все дело в том, что как раз борьба с симптомами бесполезна, как сизифов труд. Ведь это проявления тревоги и напряжения, значит, и работать надо с причиной, а следствие уйдет само по мере ее устранения. Не стоит тратить напрасно силы (а невроз вообще штука очень энергозатратная!), подпитывая свое итак не очень приятное состояние бесполезной борьбой. Она не только не дает результата, но и рождает новые "проблемы": если не убрать избыточную тревогу, она будет постоянно искать выход в новых и новых симптомах.
Иными словами, первичная функция симптома - это сброс накопившегося эмоционального напряжения, слив тревоги.И первостепенная задача терапевта - объяснить клиенту причинно-следственные связи между симптомом и тем, что его порождает.
Однако иногда мы наблюдаем интересную картину. Человек уже понимает, что с ним происходит, и вроде как бояться симптомов перестал. А они не уходят. В чем же дело? А объяснение простое. Симптомы, оказываются, иногда очень "нужны" человеку, и поэтому он не стремиться с ними "расстаться". И тогда мы говорим о вторичной функции, или выгоде симптома.
А выглядит это следующим образом. "Нахождение в симптоме" дает возможность человеку:
- переключить свое внимание с реальной проблемы на вымышленную, якобы угрожающую ему; следовательно, решение ее откладывается, ведь жизнь и здоровье важнее;
- привлечь внимание к себе таким нестандартным способом, раз по- другому не получается (например, мужа или жены, которые отстранились в результате разлада отношений, а человек через симптом напомнит о себе);
- оправдать свое собственное поведение или бездействие;
- переложить ответственность на других (какой спрос с больного или невменяемого?);
- дать себе право на отдых (в попытке доказать свою значимость неврастеника может "отключить" от работы только болезнь).
Следовательно, дальше работа с клиентом будет строится на том, то он должен осознать теперь уже эту вторичную выгоду симптома и попытаться понять, какая именно личностная проблема лежит за этой выгодой, почему он неосознанно использует симптом в своих интересах и как он помогает ему "поверхностно", иллюзорно достигать целей на некоторое время. А время это совсем недолгое, ведь причина возникновения симптома не устранена, внутренний конфликт неразрешен. И пока человек не осознает важность работы именно над личностной проблемой, которая привела его в это состояние и стала причиной поведенческого и эмоционального "цирка", он так и будет находиться в бесконечном круговороте дискомфорта и сомнительных выгод. Симптом перестанет исполнять свою функцию тогда, когда необходимость в нем исчезнет.