О страхе одиночества и сближения. Фазы сепарации-индивидуации
Теория развития объектных отношений и сепарации-индивидуации ребенка, другим языком формирование его личности и самоощущения.
Зачем оно надо? Иллюстрирует взгляд на то, почему некоторым людям очень тяжело переживать расставания, разлуку, а одиночество для них ужас. Почему девушка может терпеть множество ран от своего партнёра, но очередной раз возвращаться к нему, или парень, годами ухаживающий за холодными девушками, которые в итоге его бросают.
Погнали.
Ребёнок 1-2 месяца - аутистическая фаза, игнор всего кроме себя.
След. 4-5 месяцев - фаза симбиоза, узнает других людей, но не как отдельных, а как продолжение себя.
Последующие периоды 2-3 лет - отделение себя, формируется свое самоощущение (критическая фаза для дальнейшего функционирования). Очерчивание границ между собой и остальными, желание автономии, и одновременно желание близости и зависимости, страх поглощения, но параллельно страх одиночества. Формирование константности восприятия объектов.
Далее чуть подробнее, подфазы сепарации-индивидуации:
Фаза дифференциации (5-8 месяцев)
Осознание мира за пределами мамы, «социальная улыбка», распознание незнакомых - в зависимости от благоприятности отношения с мамой - любопытство или же повышенная тревога.
Фаза практики (8-16 месяцев)
Способность отделяться от мамы растёт, краткие разлуки и воссоединения для подзарядки (учится ползать, ходить)
Фаза воссоединения (16-25 месяцев)
Ребенок начинает отличать свою идентичность, отдельную от других. Испытывает потребность в одобрении, поддержке, поощрении индивидуации и её экспериментов. Учится временно отделяться от родителей, испытывая печаль, злость, но радость при воссоединении.
Подобные циклы расставаний а потом воссоединений формируют устойчивость самоощущения, доверие к родителям, понимание что они вернутся, здоровая амбивалентность (двойственность ощущений) к другим, что они могут быть и «плохими» и «хорошими» одновременно.
Но что будет, если на данном этапе мама преждевременно отталкивает ребенка и мешает дальнейшему воссоединению? Или наоборот мама удерживает в тесном симбиозе, препятствуя автономии?
Нарушается цикличность расставания и воссоединения, где ребенок сталкивается с фрустрацией без дальнейшего успокоения, не формируется понимание константы присутствия родителя. Формируется страх одиночества, покинутости и/или поглощения.
Результат - ребенок так и не вырастает в эмоционально независимого человека. Взрослый, эмоционально может находиться на непройденой фазе воссоединения, где при покинутости, расставании, или тесной близости, он может испытывать ту детскую обостренную реакцию боли, страха. И допускаю, поэтому человек готов терпеть, чтобы спастись от этих разрывающих чувств. Люди это описывают как - и рядом не могу быть, и без человека остаться страшно.
Фаза установления константности объекта (25-36 месяцев)
Понимание, что отсутствие опекуна - не означает полная его пропажа. Учится переносить двойственность (амбивалентность) и фрустрацию. Признается временность эмоций, например своей ярости или материнской. Безусловность любви и принятие, способность сочувствия и сопереживания, позитивное восприятие себя. Присутствие временных вспомогательных объектов - игрушки, ритуалы и пр., которые помогают при расставании, но оставляются далее, т.к. формируется постоянный образ успокаивающей и защищающей материнской фигуры.
Мне показалось это интересным, т.к. я часто сталкиваюсь с людьми на практике, которые могут находиться в тяжелых отношениях, терпеть, либо тяжело переносить одиночество.