О страхе одиночества и сближения. Фазы сепарации-индивидуации

Теория развития объектных отношений и сепарации-индивидуации ребенка, другим языком формирование его личности и самоощущения.

Зачем оно надо? Иллюстрирует взгляд на то, почему некоторым людям очень тяжело переживать расставания, разлуку, а одиночество для них ужас. Почему девушка может терпеть множество ран от своего партнёра, но очередной раз возвращаться к нему, или парень, годами ухаживающий за холодными девушками, которые в итоге его бросают.

Погнали.

Ребёнок 1-2 месяца - аутистическая фаза, игнор всего кроме себя.

След. 4-5 месяцев - фаза симбиоза, узнает других людей, но не как отдельных, а как продолжение себя.

Последующие периоды 2-3 лет - отделение себя, формируется свое самоощущение (критическая фаза для дальнейшего функционирования). Очерчивание границ между собой и остальными, желание автономии, и одновременно желание близости и зависимости, страх поглощения, но параллельно страх одиночества. Формирование константности восприятия объектов.


Далее чуть подробнее, подфазы сепарации-индивидуации:

Фаза дифференциации (5-8 месяцев)

Осознание мира за пределами мамы, «социальная улыбка», распознание незнакомых - в зависимости от благоприятности отношения с мамой - любопытство или же повышенная тревога.

Фаза практики (8-16 месяцев)

Способность отделяться от мамы растёт, краткие разлуки и воссоединения для подзарядки (учится ползать, ходить)

Фаза воссоединения (16-25 месяцев)

Ребенок начинает отличать свою идентичность, отдельную от других. Испытывает потребность в одобрении, поддержке, поощрении индивидуации и её экспериментов. Учится временно отделяться от родителей, испытывая печаль, злость, но радость при воссоединении.

Подобные циклы расставаний а потом воссоединений формируют устойчивость самоощущения, доверие к родителям, понимание что они вернутся, здоровая амбивалентность (двойственность ощущений) к другим, что они могут быть и «плохими» и «хорошими» одновременно.

Но что будет, если на данном этапе мама преждевременно отталкивает ребенка и мешает дальнейшему воссоединению? Или наоборот мама удерживает в тесном симбиозе, препятствуя автономии?
Нарушается цикличность расставания и воссоединения, где ребенок сталкивается с фрустрацией без дальнейшего успокоения, не формируется понимание константы присутствия родителя.  Формируется страх одиночества, покинутости и/или поглощения.

Результат - ребенок так и не вырастает в эмоционально независимого человека. Взрослый, эмоционально может находиться на непройденой фазе воссоединения, где при покинутости, расставании, или тесной близости, он может испытывать ту детскую обостренную реакцию боли, страха. И допускаю, поэтому человек готов терпеть, чтобы спастись от этих разрывающих чувств. Люди это описывают как - и рядом не могу быть, и без человека остаться страшно.

Фаза установления константности объекта (25-36 месяцев)

Понимание, что отсутствие опекуна - не означает полная его пропажа. Учится переносить двойственность (амбивалентность) и фрустрацию. Признается временность эмоций, например своей ярости или материнской. Безусловность любви и принятие, способность сочувствия и сопереживания, позитивное восприятие себя. Присутствие временных вспомогательных объектов - игрушки, ритуалы и пр., которые помогают при расставании, но оставляются далее, т.к. формируется постоянный образ успокаивающей и защищающей материнской фигуры.

Мне показалось это интересным, т.к. я часто сталкиваюсь с людьми на практике, которые могут находиться в тяжелых отношениях, терпеть, либо тяжело переносить одиночество.


Тревожно-депрессивные расстройства, депрессивные эпизоды, ПА, ВСД, ОКР, ПРЛ, отношения, общее беспокойство о психо-эмоциональном состоянии
автор статьи
6
0
0
18
Комментарии (0)
Отправить
Вам будут интересны статьи
Уведомления
загрузка...
Мы в соц. сетях
Copyright © 2023 v1.0 Копирование материала запрещено.
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить пользователям больше возможностей при посещении сайта.
Мои сообщения
Авторизуйтесь
Выполните вход в свой личный кабинет или пройдите регистрацию.
Пользоватся всеми возможностями сайта, могут только авторизованные пользователи.
Пожаловаться
Если вы нашли ошибку или появилось замечание, отправьте жалобу модераторам.
Отправить
Жалобы обрабатываются в порядке очереди.