Мосты vs стены
Сейчас будет статья, окончание которой у кого-то вызовет желание закидать меня помидорами. Но не спешите.
Я всё равно постараюсь начать день с попытки задать созидательное настроение, по мотивам прошлой статьи.
Да, речь пойдёт о «я-сообщениях», когда в разговоре мы используем не обвинение «ты такой-то», а обнажаем свою уязвимость перед чьим-то поведением, поступком, словами. Ведь чаще всего встречается именно обвинительная позиция в разговоре, которая обрекает собеседника защищаться от атаки, что, согласитесь, не способствует доверительным либо конструктивным беседам.
Друзья, эт важно. Каждый человек «слышит» внутреннего критика, который обвиняет его почем зря, за то, какой он, пугает его, сулит провалы. У этого критика есть голос, есть даже образ, есть его позиция, и это неспроста. Этот голос ему очень даже знаком, эти слова ему как родные, а ощущения от этих критических высказываний трудно переносимы эмоционально, потому что отбрасывают нас за секунды на дно нашей ничтожности, непривлекательности, беспомощности (лишнее зачеркнуть). Такой знакомой.
Мы слышали это о себе, как правило, в уязвимой позиции, когда не могли защищаться и не знали, как выстраивать общение со взрослыми людьми, от которых зависело наше выживание. Сравнения, обвинения, давление — всё это настраивает на борьбу и защиту, на доказывание, что это не так. И вот мы боремся. Опять.
И когда нам говорят «ты не такой-то», «ты опять», «ты не туда» - наша хорошо протоптанная нейронная дорожка запускает режим защиты. Какое уж тут продуктивное общение, если каждый из собеседников будет махать воображаемыми кулаками?
Общаться из позиции «я», «мне» — это уязвимо. А мы ж наоборот хотим, чтобы никто не увидел, что сзади у нашего костюма Бэтмена зияет неприкрытая дыра. Поэтому и вертимся так, чтобы не повернуться этим задом, чтобы никто не увидел и не воспользовался отверстием. Поэтому понимаю, как трудно выйти на позицию «я-сообщений». Это некомфортно, страшно. Поэтому понимаю, почему это активно не практикуется. Вот мы и выстраиваем стены там, где могли бы построить мосты.
Мир суров и порой несправедлив, да. Но когда мы как бы говорим «бей вот сюда, вот тут мне будет больно», мы обезоруживаем, потому что мы готовы к этой боли и умеем с ней справляться, принимать её вызов. Этому мы и учимся в терапии.
Боль неизбежна. Но страдание - это выбор. А как мы знаем, правильного или неправильного выбора нет. Выбор всегда осуществляется из той информации, которая есть у нас на момент принятия решения.