Как ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ связан с ТРЕВОЖНЫМ РАССТРОЙСТВОМ?
Привет. Рад тебя видеть!
Не так давно я написал целую статью про эмоциональный интеллект. Я считаю эту тему ключевой с точки зрения развития тревожного спектра расстройств у людей. Давайте более подробнее разберем как связаны навыки эмоционального интеллекта с развитием тревожного расстройства.
Каждый человек рождается, растет и воспитывается в определенной уникальной среде. Со своими родителями, бабушками, дедушками, своими друзьями, сверстниками и своим окружением.
Вырастая и воспитываясь в этой уникальной среде у личности формируется ощущение собственного "Я" (например "меня не любят" или "я самый важный для всех вокруг"), мнение о себе (самооценка) и базовое впечатление о мире (например "мир опасен" или "мир открыт для меня").
Ребенок продолжает взрослеть, у него появляются авторитетные фигуры (чаще всего родители), он начинает копировать их поведение, смотрит на них, учится и параллельно с этим ребенок начинает пробовать и выучивать паттерны поведения! К примеру ребенок, которому не хватало внимания может сделать что-то полезное по дому или принести со школы пятерку и мама его похвалит. Он смекнёт, что нужно быть хорошим и полезным, чтобы его любили, выучит этот паттерн и будет по привычке его использовать даже когда ему стукнет 30! Он в 30 лет будет испытывать тревогу, потому что всю жизнь он пытался быть правильным, хорошим и полезным. Он уже устал от этого, это не всегда срабатывает, но по другому он не умеет. Он скажет "я не знаю кто я и что мне интересно. Я всю жизнь стараюсь никого не расстроить, быть полезным и хорошим. И я не знаю почему мне так плохо".
И что делать такому человеку? Как ему разобраться в себе и кто виноват в том, что он мучается, испытывает тревогу и не знает кто он есть?
Ответ - никто. Он не виноват, что он родился и воспитывался в такой среде. Он не виноват в том, что он выбрал именно такой паттерн поведения, потому что в его случае это был единственный способ выжить.
Что делать?
Тут как раз понадобятся навыки ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
Проблема человека в том, что он выучивает какой-то паттерн поведения с детства и начинает использовать его как автопилот во взрослой жизни. Такие люди часто говорят "да я все знаю, я все понимаю! Но всё равно продолжаю действовать по старому". Люди даже не подозревают, что можно научиться действовать ПО-ДРУГОМУ!
А чтобы научиться действовать ПО-ДРУГОМУ - нужно воспользоваться навыками эмоционального интеллекта! А именно:
1) Увидеть деструктивный паттерн поведения и как он создает тревогу
2) Понять когда Вы этому паттерну научились и зачем он Вам был нужен (это не плохо приземляет и снижает тревогу)
3) Придумать новый паттерн поведения! Более гибкий и адаптивный к реальности.
Это даст Вам возможность в будущем ВЫБИРАТЬ своё поведение между старым неэффективным паттерном и новым адаптивным.
4) На поведенческом уровне начать действовать по новому! Учиться выдерживать паузу между стимулом и реакцией и в эту паузу ВЫБИРАТЬ новое поведение и реакцию!
И на выходе Вы получите ту же самую личность с тем же самым детством. НО. Это личность уже будет видеть причины возникновения своих эмоций и научится УПРАВЛЯТЬ своими эмоциями, путем выдерживания паузы между стимулом и реакцией и выбором своего поведения.
Конечно на практике не всё так просто, потому что мы живые люди и нам свойственны эмоции. Вы будете сталкиваться с напряжением, страхом, сопротивлением (да-да, мозг ещё будет сопротивляться), желанием всё бросить, сомнениями и так далее.
Но если цена этому - выздоровление от тревожного расстройства и более осознанная и кайфовая жизнь - почему бы не дать бой своим страхам?
Выбор за Вами.
Ваш Алексей Доценко