ПРЛ. Особенности детства и причины формирования
Какие факторы детства способствуют развитию пограничности и ПРЛ.
1. Псевдо – реальность.
«Как бы»
Его воспитывали «как бы» родители, не взрослые. Т.е. люди, которые сами остались большими детьми. У этих родителей сложные отношения с эмоциями и чувствами, они сами не понимают, что с ними делать, как обращаться. Поэтому они не могут научить этому своих детей.
В идеале родители обучают как взаимодействовать с чувствами, как их проживать, контейнируют (принимают) сильные чувства ребенка. Таким образом ребенок учится не отрезать их, не загонять внутрь.
Но пограничники – это дети детей, которые воспринимались как куклы, им запрещено быть живыми, иметь чувства, желания, волю.
У пограничника не развивается навыка как обходиться с чувствами и они субъективно кажутся неуправляемыми.
Виды семей, где вырос пограничник:
1) Инфантильные родители
Не способны выполнять родительские функции, есть смена ролей в семье, в результате получаем рано повзрослевших детей.
Дети вынуждены были вести себя как взрослые, всему научиться самостоятельно, отказаться от детских желаний и нужд. Опекать, жалеть тех, кто должен был это делать по отношению к ним.
Дети стали как бы взрослыми. Но даже реально вырастая, внутри остается ощущение, что я не очень справляюсь с жизнью.
2) Родители, которые не заинтересованы во взрослении детей, продолжают относиться и растить малышей, слишком их гиперопекают. Т.о. дети остаются инфантильными и не очень приспособленными к жизни.
2. Перевертыш
Происходит смена субъективной реальности.
В семье присутствует физическое и эмоциональное насилие.
Дом – место безопасности. Но иногда случается наоборот, те, кто должен поддерживать и оберегать, начинают унижать, подавлять, бить. Детской психике непросто переварить такой перевертыш, принять, что родители плохие.
В этой ситуации у ребенка оказывается 2 выхода:
1) Если меня бьют и унижают, значит это я какой-то не такой, заслуживающий подобного обращения.
Варианты компенсации:
▪️Жить в депрессии и не показываться, потому что я причиняю вред своим существованием
▪️Быть полезным, умным, добрым, чтобы заслужить хорошее к себе отношение.
2) Решить, что родители ужасны.
Я изгоню их из общения, уйду из дома, обесценю, выкину. Сделаю вид, что их нет.
Новая пседво-реальность позволяет выжить, справиться с перевертышем.
В первом случае – меня нет или я должен заслужить право быть.
Отказ от себя в пользу идеализации фигуры родителей. Сопровождающие чувства – стыд, вина, страх.
Во втором случае – нет их.
Оставляет себе себя, но лишается родителей. Сопровождающее чувство – тревога.
В любом случае мир близких отношений фиксируется как небезопасный, место угрозы, стыда, нападения.
3. Отрицание реальности
1) Депрессивная мать, эмоционально не присутствующая в жизни детей.
Ребенок не знает, что с ней и считает себя причиной такого поведения мамы. Он пытается ее «оживить» своими провокациями, истериками, болеть, чтобы она начала его оберегать и заботиться
2) Пьющий отец. При этом делается вид, что никакого алкоголизма в семье нет.
Отец ведет себя каждый день по-разному. В трезвом виде отец хороший. В пьяном – неадекватный и опасный, в момент сильного алкогольного опьянения находится в аффекте и психозе. Становится непонятно: так какой же он и что вообще происходит?
3) Психические болезни родителей, близкие оказавшиеся в заключении и прочее. Когда данные события подаются в искаженном виде и не объясняются ребенку, что конкретно происходит.
Когда вещи не называются своими именами, ребенку все-равно нужно это уложить в голове, объяснить, что происходит. Поэтому у него создаются эмоциональные конструкции, фантазии, как правило с приписыванием себе вины за происходящее.
Телеграм канал
https://t.me/vseprostoproishodit